Портал садовода - Vsetsvetet

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Обследование фонематического восприятия речи Обследование фонематического восприятия анализа и с

По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1).

Таблица 1. Анализ обследования слухового восприятия

Рис.

80% детей с общим недоразвитием речи III уровня и дети без речевого нарушения (100%) смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка. Они с легкостью называли, что звенело и показывали данный предмет, производя им звук.

У 20% детей экспериментальной группы слуховое восприятие нарушено. Эти дети путали звук колокольчика и погремушки. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 30 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков, что говорит также и о нарушениях памяти.

При обследовании восприятия речевого слуха были получены следующие результаты (См. таблицу 2, рис. 2).

Таблица 2. Анализ обследования речевого слуха


Рис.

Обе группы детей с удовольствием играли в игру «Кто позвал», но не у всех детей получалось отгадывать товарища по голосу. Так, 80% детей экспериментальной группы и 93,3% контрольной группы правильно называли имя того ребенка, который их позвал. У 20% детей экспериментальной группы и у 6,7% детей контрольной группы данный вид задания вызвал трудности: они не смогли угадать товарища. Помощь экспериментатора (просьба показать место, откуда ребенка позвали) не способствовала лучшему выполнению, т.е. у этих детей речевое восприятие нарушено.

По результатам обследования фонематического восприятия мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной группы в большинстве случаев фонематический слух нарушен (См. таблицу 3, рис 3).

Таблица 3. Анализ обследования фонематического слуха


Рис.

Таким образом, у 93,3% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано: они затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости (па-ба, са-за), по мягкости-твердости (ма-мя, та-тя, ла-ля), по месту образования (ша-са), по способу образования (ца-са, тя-ча). При этом нарушения наблюдались и на уровне нарушенных звуков и на уровне не нарушенных звуков. Только в заданиях на повторение слогов, различающихся по месту и способу образования трудности у этих детей наблюдались на уровне нарушенных звуков; при повторении слогов с ненарушенными звуками это задание выполнялось правильно.

Лишь 6,7% детей экспериментальной группы справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.

Самым сложным заданием для детей обеих групп было определение положения заданного звука в слове (См. таблицу 4).

Таблица 4. Обследования фонематического анализа

Наиболее легкой была игра, связанная с выделением гласного звука в начале слова: с этим заданием справились все дети (100%) контрольной группы и лишь 20% экспериментальной группы. Гласный в середине слов выделяют 40% детей без речевого нарушения, дети же экспериментальной группы, несмотря на помощь экспериментатора (утрированное произношение звука), с заданием не справились.

Выделение гласного в конце слов доступно 33,3% детей контрольной группы и 6,7% детей экспериментальной группы, они достаточно быстро называли гласный звук в словах: чашка, шины, кенгуру, т.е. в словах, где гласный находится и в ударной и в безударной позиции в конце слова.

Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения в обеих исследуемых группах. Так, согласный в начале слова не выделяют дети экспериментальной группы, только 26,7% детей контрольной группы могут выделить первый согласный. Остальные дети либо не отвечали вообще, либо называли согласный вместе со следующим гласным: па - палка, иногда повторяли полностью слово: кот-кот. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как в результате 1, 2 и 3 этапа исследования выяснилось, что многие дети не различают нарушенные звуки.

Согласный в конце слова выделяет большинство детей контрольной группы (60%) и 20% детей экспериментальной группы: крот - т, сок - к, дом - м, т.е. слова со звуками, которые не оглушаются. Остальные 40% детей без речевого нарушения и 80% детей с общим недоразвитием речи III уровня испытывали трудности: они чаще всего не называли звук вообще, а 20% детей (подвижные, легко возбудимые) начинали перечислять разные звуки.

Самым сложным из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине слов (Оля, стол, она, эхо).

При утрированном проговаривании слов 40% детей контрольной группы назвать согласный звук в середине слова не смогли. А дети экспериментальной группы с этим заданием не справились.

Таким образом, обобщив полученные результаты исследования фонематического анализа, мы составили таблицу (См. таблицу 5, рис. 4).

Таблица 5. Сформированность фонематического анализа


Рис.

Итак, фонематический анализ сформирован только у 26,7% детей контрольной группы - они выполнили верно все задания на определение положения гласного и согласного звука в словах: в начале, в середине, в конце. У всех детей экспериментальной группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы были отмечены нарушения фонематического анализа, т.е. полностью фонематический анализ у них не сформирован: дошкольники затруднялись при выделении первого согласного звука (чаще называли его вместе с последующем гласным), не могли выделить звук из середины слова.

Последним этапом нашего исследования было определение соотношения между использованием правильных звуков речи в самостоятельной речи и изолированно. Выяснилось, что 13,4% детей с общим недоразвитием речи III уровня не произносят звук в самостоятельной речи, но в изолированном положении произнести звук могут. У 40% детей отсутствует звук, у 33,3% детей звук произносится искаженно и у 13,4% детей звук заменяется как изолированно, так и в самостоятельной речи.

Таким образом, по результатам нашего обследования выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня встречаются нарушения нескольких групп звуков (См. таблицу 6).

Таблица 6. Звуки русского языка, нарушенные у детей ЭГ

Формы нарушений

Экспериментальная группа

Выяснилось, что у большинства детей (60%) встречается нарушение звука р, а также с, с`, з, з` (60%). У 40% детей нарушены звуки л, ц, т.д., н, т`, д`, н`. Tакже встречались нарушения звуков ш, ж, щ, л`, ч и j, но более редко, чем остальные звуки.

Для определения уровня развития фонематических процессов и состояния звукопроизношения у дошкольников было проведено специальное исследование, которое позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение фонетико-фонематического оформления высказывания.

При обследовании фонематических процессов выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зафиксировано нарушение слухового восприятия, фонематического слуха. Звуковой анализ слов у этих дошкольников также несформирован: многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове.

При обследовании звукопроизношения было определено, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня заменяют, пропускают и искажают звуки как в самостоятельной речи, так и изолировано.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Обследование фонематического восприятия»

Обследование фонематического восприятия

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Ф. в. Может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречается самостоятельное проявление фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи.

Недоразвитие ф.в. является одним из ведущих факторов риска возникновения дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения. Поэтому обследование ф.в. является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и предшкольного, даже если у этой группы детей не диагностировались нарушения речи.

Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые он може произносить. Для детей младше 5 – 5,5 лет предлагаются для прослушивания и воспроизведения 2 слога, для детей старше 5-5,5 лет – 3 слога. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития ребенка. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам мягкости – твердости, звонкости-глухости, месту образования, способу образования.

В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных, причем чередование пары дается несколько раз. Каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования (са-ша-са, са-са-ша, ша-са-ша).

При обследовании ребенок и логопед сидят друг напротив друга, рот логопеда закрыт экраном. Логопед предъявляет слоги в более замедленной форме, четко произносит их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторять ряды слогов в точном соответствии с образцом, только после того, как логопед закончит слоговой ряд. Не допускается сопряженное проговаривание ряда. В случае проявления затруднений можно изменить условия предъявления материала: уменьшение количества слогов до двух; изменение скорости и громкости произнесения; увеличение уровня контроля и мотивации (внимательно послушай и повтори за мной, а потом мы с тобой поиграем)

Если ребенок не повторяет слоги, то это свидетельствует о несформированности произвольной деятельности (сознательная постановка цели и ее реализация) и несформированности фонематического слуха первичного генеза.

При проведении данного обследования можно использовать картинки. Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи, видоизменяется набор оппозиционных звуков.

Детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются, заменяются в их собственной речи, поэтому в задания включают различение свистящих и шипящих, сонорных р и л.

При заполнении протокола обследования и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает нечетко, а в индивидуальном плане к речевой карте – пути коррекции, способствующие качеству различения.

У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа (определение позиции звука в слове, количества гласных/согласных звуков в слове, ударение, количество слогов) изучается через возможность услышать наличие или отсутствие звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия заданного звука в слове. При этом может изучаться возможность выделений 1 звука или пары оппозиционных звуков. Данный тест имеет несколько уровней сложности:

1 уровень. Наиболее сложное задание, при котором ребенок молча работает с картинками. Ребенку даются картинки, в названии которых сожержатся определенные звуки и предлагается разложить эти картинки на соосветствующие группы. В ходе выполнения упражнений у детей активизируются внутренние представления об образах слов.

2 уровень. Задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать слова вслух, прежде чем определить, к какой группе эта картинка относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляционных кинестезий и слуховых образов слов.

3 уровень. Совместная работа ребенка с логопедом. Ребенок берет картинку, ее название проговаривает логопед, затем ребенок, после чего ребенок пытается определить наличие данного звука в слове и классифицировать эти картинки.

4 уровень. Логопед произносит слова, ребенок слушает, и с помощью условного звука (хлопка), он отмечает слова, в которых присутствует данный звук.

5 уровень. Ребенку предлагается проговорить слово и определить, есть заданный звук в слове или нет.


Обследование фонематического восприятия речи

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический слух». Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.

Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения.

В данной работе я приведу пример фонематического обследования по методике разработанной Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.

1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков .

Инструкция : Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша - крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка - кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах .

Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук (д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

После проведения обследования фонематической стороны речи логопед продолжает обследование и делает заключение, которое указывается в речевой карте.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 68

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001.


Представлено обследование развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей 5 – 7 лет с ЗПР. Основная цель обследования: проведение диагностики фонематических процессов в игровой, интересной для детей форме. Материал адресован педагогам компенсирующих групп, учителям – логопедам, работающим с детьми с ЗПР, а также с детьми с ОНР.

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе».

При составлении обследования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ЗПР была использована методика Е. А. Стребелевой. Содержание соответствует программе С.Е. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР », по которой работает группа.

Обследование проводится индивидуально в начале и в конце учебного года в форме игры «Поездка в автобусе».

«Поездка в автобусе».

Наш автобус возит детей бесплатно, но чтобы ехать в нем, нужно выполнять интересные задания. – Ты согласен? – Поехали.

1. Остановка «Шумелки».

1) Узнавание неречевых звуков.

Логопед показывает 3 баночки, наполненные горохом, гречей и манкой, предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

Задание. — Догадайся, какая коробочка шумела, что находится в ней. Задание выполняется без зрительной опоры, с закрытыми глазами.

2) Узнавание музыкальных инструментов.

Сначала показать инструменты, послушать, как они звучат, а затем без зрительной опоры определить, какой музыкальный инструмент звучал (погремушка, барабан, колокольчик, дудочка).

3) Восприятие ритма.

Логопед отстукивает ритм, а ребенок повторяет.

2. Остановка «Узнавайка».

1) Восприятие слова.

Цель: Уметь выделять слово среди других слов, близких по звучанию, понимать смысл услышанного.

Задание. У меня на картинке нарисован банан. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать только тогда, когда я скажу слово банан.

Банан, диван, банан, стакан, баран, банан,таран, банан.

Если ребенку трудно, то называются слова, различные по звучанию.

Банан, апельсин, яблоко, банан, лимон, груша, банан.

2) Повторение слогов.

Цель: Уметь различать на слух слоги, близкие по звучанию.

Сначала ребенок повторяет слоговые цепочки из 2 слогов, если справляется, то повторяет по 3 слога.

  • па-ба, па-ба-па
  • ко-то, ко-то-ко
  • си-зи, си-зи-си
  • ву-фу, ву-фу-ву
  • ку-ту, ку-ту-ку
  • пи-би, пи-би-пи
  • ма-на. ма-на-ма

3) Навыки слогового анализа.

Цель: Уметь отхлопывать и называть количество слогов в слове.

Задание. Хлопни столько раз, сколько слогов в слове.

  • Мак, сок, нос.
  • Ва-та, не-бо, ру-ка, ку-бик, ба-тон.
  • Мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на.

3. Остановка «Спортивная».

1) Выделение гласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять гласный звук среди других звуков.

Задание. Присядь, если услышишь звук «А».

А-У-М-И-А-С-А-А-О-К-А.

2) Выделение начального гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в начале слова.

Задание. Подними правую руку вверх, когда услышишь звук «У» в начале слова.

Утка, аист, улица, окна, ухо, азбука, утро.

3) Выделение конечного гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в конце слова.

Задание. Топни правой ногой, если услышишь звук «И» в конце слова.

Ноги, руки, мука, мост, шина, сапоги, соки, окно, тапки, яблоки.

4. Остановка «Фигурная».

1) Выделение согласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять согласный звук среди других звуков.

Задание. Перед ребенком лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Положи перед собой круг, если услышишь звук «М».

М-С-А-У-М-И-М-К-М-М.

2) Выделение согласного звука в начале слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в начале слова.

Задание. Если услышишь в начале слова звук «С», то положи перед собой квадрат.

Сок, мак, сумка, кот, собака, мама, сом, машина, санки, коза, слон.

3) Выделение согласного звука в конце слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в конце слова.

Задание. Если услышишь звук «К» в конце слова, то положи перед собой треугольник.

Сок, носок, душ, ток, сон, мак, лак, стол, ком, лук, стук.

4) Дифференциация близких по звучанию звуков.

Цель: Уметь различать близкие по звучанию звуки.

Задание: — Хлопни, если услышишь звук «С» и топни, если услышишь звук «Ш»

Обследуются только дети 6-7 лет.

5. Остановка «Школьная».

1) Навыки звукового анализа и синтеза.

Цель: Уметь определять количество и последовательность звуков в слове с помощью зрительных опор.

Задание. Положи столько кружков, сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.

АУ, УМ, ИА.

Анализ односложных слов.

СОК, ЛУК, РАК, КОМ

Задание: — У меня отдельные звуки «С», «О», «К», собери звуки в слово.

Какое слово получилось? – CОК.

2) Нахождение картинок с предметами на заданный звук.

Цель: Уметь из множества картинок находить только картинки с предметами на заданный звук.

Задание: — Положи перед собой только те картинки,на которых изображены предметы,названия которых начинаются на звук «С»

Отложи слева от себя картинки, на которых изображены предметы,названия которых начинаются на звук «Л», а справа от себя картинки на звук «Р».

3) Подбор слов на заданный звук.

Цель: Уметь подбирать слова и предметы с заданным звуком.

Задание: — Назови слово, которое начинается на звук «М».

При затруднении логопед сам называет несколько слов, помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику развития фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

Данные обследования заносятся в таблицу.

Динамика развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отражается количеством баллов.

  • 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.
  • 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, после обучения отвечает адекватно, но самостоятельно с заданием не справляется.
  • 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно его выполняет только после обучения.
  • 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Таким образом, у нас существует 4 уровня оценки развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза:

  • 1 уровень — низший.
  • 2 уровень — средний.
  • 3 уровень — выше среднего.
  • 4 уровень — высокий.

Баллы по каждому разделу ссумируются в начале года и ставится уровень развития. В конце года после обследования снова ссумируются баллы по каждому разделу и ставится уровень развития.

Такое обследование позволяет увидеть динамику и результаты коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза и спланировать дальнейшую логопедическую работу по данному разделу.

Играя, дети легче справляются с заданиями, с удовольствием отвечают на вопросы логопеда.

Библиографический список:

  1. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. //Логопед. 2009. №2. 65-69 с.
  2. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2. 51-53 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред.Е.А.Стребелевой.М.Просвещение,2005,164с.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1994.,- 265 с.
  5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР», М. Школьная пресса, 2004 г.

Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель–логопед,
МАДОУ «ЦРР – детский сад №161»,
г. Пермь

Диагностика фонематического восприятия

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребёнка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и чётко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха являются главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Необходимо поэтому определить вторичные проявления фонематического недоразвития при дефектах в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

узнавание, различение и сравнение простых фраз;

выделение и запоминание определённых слов в ряду других (сходных по звуковому составу,

различение отдельных звуков в ряду звуков,

затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной – МА – МО - МУ, с изменением согласной – КА-ВА-ТА, ПА-ХА-ПА));

запоминание звуковых рядов.
С целью выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания:

отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности;

угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.


Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков и пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчётливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребёнку предлагается повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат Аффрика ты (от лат. affrico - притираю), согласные, состоящие из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов; например, рус. "ц" и "ч". А. представляют собой вид смычных согласных, при произнесении которых смычка заканчивается не взрывом сомкнутых произносительных органов, а их неполным раскрытием, что и приводит к образованию щели. А. отличаются от сочетаний взрывного согласного с фрикативным; ср. рус. "ч" и "тш" в словах "очутиться" и "отшутиться".), сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость- глухость), в то время как другой части нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести серию из 3 слогов является недоступным или вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребёнок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует применять задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того, чтобы выяснить, различает ли ребёнок, исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом требуемого звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук «у» из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА,ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
Хорошо выявляет затруднения фонематического восприятия подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки со словами, начинающимися на звук Р и на звук Л, на звук С и Ш, звук С-З и др. С этой целью логопедом подбираются комплекты предметных картинок, которые предъявляются в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребёнок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка). Ребёнок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу или различными. Этот приём выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.

Обследование детей подготовительной группы (конец года)

Первый звук в слове «лето»_______________________________________

Второй звук в слове «вилка»_______________________________________

Последний звук в слове «картины»_________________________________

Предпоследний звук в слове «ручка»________________________________

Соседи звука «ш» в слове «мишка»_________________________________

Звуковой анализ слова «сто»_______________________________________

Звуковой анализ слова «бинт»_____________________________________

Звуковой анализ слова «тигры»____________________________________

Звуковой синтез слова «гусь»______________________________________

Звуковой синтез слова «стул»______________________________________

Звуковой синтез слова «пальто»____________________________________

Придумать слово со звуком «с’» в начале____________________________

Придумать слово со звуком «и» в конце_____________________________

Придумать слово со звуком «ч» в середине__________________________

Слоговой анализ слова «грач» _____________________________________

Слоговой анализ слова «звезда»____________________________________

Слоговой анализ слова «градусник»________________________________

Слоговой синтез слова «батон»____________________________________

Слоговой синтез слова «азбука»___________________________________

Придумать слово из одного слога__________________________________

Придумать слово из двух слогов____________________________________

Придумать слово из трех слогов____________________________________

Синтез предложения из четырех слов с предлогом

«Самолет летит над лесом.»._________________________________________

Анализ предложения из четырех слов с предлогом

«Кот залез под стол.».______________________________________________

Назвать ударный гласный звук в слове «зубы»_______________________

Назвать ударный гласный звук в слове «рука»________________________

Загрузка...