Портал садовода - Vsetsvetet

История развития туризма на древнем востоке. История развития туризма Краткая история туризма

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.

    реферат , добавлен 13.04.2004

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2011

    Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.

    реферат , добавлен 26.03.2009

    Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

Культурно-исторические факторы

Этнические факторы

Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.

Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Трудовые ресурсы создают возможности обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом.

Туризм, как явление известен с глубокой древности. Исторические материалы свидетельствуют, что во время расцвета Римской империи, в летние месяцы многие горожане направлялись из города в места отдыха, расположенные на побережье моря. Римляне, посещающие монастыри и соборы, лечились на термальных водах. Кроме того, народ собирался из различных провинций на спортивные состязания.

После падения Римской империи и завоевания ее варварами путешествия прервались и возобновились только в средние века, во время распространения христианства. Их можно определить как туризм религиозный: паломничество в святые места.

Появился даже "Путеводитель путешественника XIV века", который предлагал детальную информацию о странах и районах, которые предстояло пересечь, места для отдыха по пути следования.

Крестовые походы вызвали новую волну путешествий, так как походы крестоносцев сопровождались усилением торговли.

Путешествия для получения наслаждения и образования получили свое распространение в период Возрождения. Великие морские путешествия в конце XIV и в XV вв. открыли новые горизонты эпохи - открытие Америки, освоение новых земель в Африке и Азии. Они вызывали интерес и желание познать новые земли и народы, что открыло новую эру в истории путешествий.

Начинают появляться многочисленные книги путешественников со своими впечатлениями, охватывающие период от XVI до XVIII веков.

В период с XVI и до XIX вв. формируются основы современного туризма. Именно в этот период складывается понятие "большой тур" ("большое турне"), которое в дальнейшем превратится в современный термин "туризм". В это же время создаются места отдыха, одни из которых доживут до наших дней, а другие утратят свое значение.


В XVII в. юношам из знатных английских семей рекомендуются путешествия на континент с целью пополнения знаний и получения жизненного опыта. Такие путешествия становятся обычной нормой и длятся от одного до трех лет, учитывая ненадежность и медлительность транспорта той эпохи. Главным мотивом путешествий было приобщение к знаниям и культуре. Эти путешествия породили "большой тур" или путешествие по Европе (в Париж, Флоренцию, Венецию и т. д).

В результате этих путешествий в конце XVII в. и в начале XVIII в. появилось множество книг, в которых даются рекомендации, как путешествовать, какую пользу можно извлечь в различных странах. Изучение библиографии этих изданий дает характеристику таких стран как Франция, Италия, Германия, а также средств передвижения, мест проживания, что позволяет составить карты описываемых мест.

В конце XVI в. появляется интерес к термальным водам, лечебный эффект которых был известен с древних времен. В XIX в. возникает бум в развитии курортов на минеральных и термальных источниках.

Однако уже в конце XVII в. начинает проявляться новая тенденция: растущая популярность морских купаний. В середине XVIII века пропагандируется тезис о пользе морских купаний, что активизирует новую форму путешествий. Мода на морские купания продержалась до сего времени. То, что произошло с курортами на термальных водах, повторилось и с морскими курортами, вместе с больными выезжали люди, желающие там развлечься.

Начиная со второй половины XVIII в. и до начала XIX в. происходит важный поворот в развитии туризма. Экономические и социальные изменения, произошедшие в результате Великой промышленной революции, привели к возникновению среднего класса, который приобретал новые привычки и желания, в частности в сфере отдыха. Кроме того, в связи с изобретением парового двигателя изменились средства передвижения. Появились пароходы и железнодорожный транспорт, что привело к увеличению количества путешествующих ради удовольствия.

Железная дорога давала большое превосходство в скорости по сравнению с прежним транспортом, а также удобство для пассажиров. Компании, которые строили железные дороги, были частными.

Туризм с самого начала был тесно связан с железной дорогой. Первые путешествия по железной дороге были организованы из Лондона Томасом Куком, который считается пионером и создателем современной концепции агентств путешествий.

С другой стороны, железнодорожные компании развивали строительство жилищ вокруг вокзалов, организовывали специальные поезда в курортные места.

Благодаря развитию пароходства, увеличилось движение из Европы в Америку и даже на Дальний Восток, получили развитие британские пароходные компании, которые ввели регулярные рейсы между основными портами мира. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. значительно сократило расстояние до Дальнего Востока.

В конце XIX в. начинается огромная эмиграция из Европы в Америку, происходившая в примитивных условиях, которым противостояли роскошные пассажирские рейсы высших слоев общества.

Во второй половине XIX в. туристические тенденции разделялись на две части: часть туристов предпочитала постоянное пребывание на пляжах или бальнеологических курортах, другая часть предпочитала развлечения и путешествия.

Предпочтения и мотивации туристов в эту эпоху являлись следующими:

1. Пляжи как на холодном севере Европы, так и на наиболее жарком Средиземном море, особенно на Лазурном берегу.

2.Бальнеологические многочисленные центрально-европейские курорты (немецкие, французские и т. д.).

3. Казино на юге Европы (Сан-Себастьян, Монте-Карло и т. д.).

4. Контакты с природой, зимние виды спорта, главным образом, в альпийской зоне Швейцарии и Италии. В это время создаются многочисленные экскурсионные центры.

С середины XIX в. до Первой Мировой войны проявился своеобразный туристический "бум". Туристическое движение получило очень широкое распространение. Из местного (локального) феномена, туризм превратился в явление мирового значения для таких стран как Австрия, Швейцария, Франция, Великобритания, Италия, получивших от него значительную прибыль.

Касаясь эволюции туризма в Западном полушарии в это же время, можно отметить следующие наиболее важные события:

а) Соединенные Штаты. Создание первых национальных парков (1872 г. - Йеллоустонский парк), туристических центров на Атлантическом побережье, включая Флориду (1824 г. - курорт Атлантик-Сити).

б) Аргентина, Чили, Уругвай. Создание в конце XIX в. приморских курортов.

Феномен туристического "бума" в XX в. начинается после Второй Мировой войны, когда возникают условия для развития массового туризма. В это время преобладал туризм элиты, посещающий пляжи севера Европы, бальнеологические курорты и совершающей морские круизы. Можно выделить следующие периоды развития туризма.

1. С начала века до конца Первой Мировой войны (1900 - 1918 гг.).

1. Эволюция транспорта.

Появление автомобиля и автобуса как средства коллективного транспорта датируется 1914 - 1921 гг., когда начался серийный выпуск средств передвижения.

2. Туристические потоки.

В Европе происходит туристический "бум" с участием зажиточной части населения. Потоки направлялись в первую очередь в Швейцарию, на известные курорты Франции, Норвегии, Италии и Великобритании.

2. Период между войнами (1918 - 1939 гг.).

В этот период происходят большие изменения в развитии туризма, связанные с кризисом экономики в США в 1929 году и депрессии в Европе, обесцениванием валют. Этот кризис повторяется в 1938 г. перед Второй Мировой войной.

Этот период характеризуется медленным подъемом туризма. Производятся эксперименты на транспорте, в частности, в авиации. Средства передвижения, оставшиеся после войны, приспосабливались как транспорт для пассажиров. Англичане начали проводить экскурсии на автобусах в район боев во Франции,а позднее устремились на Лазурный берег, в Испанию и другие районы Европы. В 1935 г. экскурсии достигли севера Африки и в том же году были совершены первые экскурсии на автобусах из Англии в Ленинград и Москву.

Заметным явлением в этот период стало зарождение гражданской авиации.

Вэтот период все еще продолжает преобладать элитный туризм, отдававший предпочтение пляжам севера Европы и некоторым районам Средиземноморья; практиковался лыжный спорт в Альпах.

Швейцария продолжала оставаться главной туристической страной. Наряду с ней Франция, Бельгия и Италия принимали наибольшее количество туристов.

В Италии и Германии, также как в Австрии и Франции, начинает развиваться социальный туризм.

3. Вторая Мировая война (1939 - 1945 гг.).

В течение этих шести лет произошел экономический кризис, приведший к полной остановки развития туризма. Послевоенное восстановление длилось около пяти лет и с 1950 г. начинается новый подъем туризма, ознаменовавший "золотой" период туристического бума.

С восстановлением мира и утверждением нового международного порядка под эгидой ООН появляются новые возможности в области туризма. Начиная с 1945 г., образуется целый ряд организаций, а также частных и общественных ассоциаций, занимавшихся развитием туризма.

4. Период туристического бума (1945 - 1973 гг.)

Этот период после Второй Мировой войны, охватывающий четверть века, характеризуется наибольшей экспансией туризма, с замедлением в 1967 - 1968 гг., вызванным арабо-израильской войной. Характерные черты туризма в этот период следующие:

а) Развитие массового туризма, факторами которого являются:

Политические факторы. Длительный мирный период, за исключением региональных войн - Корея, Вьетнам и т. д., что позволило развивать туризм в стабильных политических зонах - Средиземноморье, Центральной Европе, США и других.

Экономические факторы. Начиная с 50-х годов, увеличивается покупательная способность широких масс населения в западных странах как следствие индустриального развития. Растет средний класс.

Культурные и образовательные факторы. Распространение образования и культуры вызывает интерес к познанию других народов и цивилизаций.

Социологические и трудовые факторы. Увеличение численности городского и индустриального населения, проблемы, связанные с напряженной жизнью, стрессы, болезни и т. п. пробуждают желание отдохнуть, сменить обстановку, побыть на природе. По мере улучшение условий труда, расширяются возможности оплачиваемого отпуска, что позволяет организовать ежегодный планируемый отдых.

Технические факторы. Большие достижения в области коммуникаций и транспорта - автомобиль, самолет и т. д. - позволили путешествовать с большей скоростью и комфортом в отдаленные районы мира по достаточно доступным ценам на транспорт и, особенно, на самолет.

Психологическо-коммерческие факторы. Расширение информации и техники маркетинга дали возможность значительной части населения ознакомиться со всеми аспектами туризма, что в значительной мере повлияло на их мотивы более активно заняться туризмом и путешествиями.

б) Эволюция системы транспорта.

В этот период широко развивается коммерческая авиация. Авиация переживает технический прогресс, появляются реактивные пассажирские самолеты, практикуются ночные полеты, увеличивается скорость самолетов и возможность перевозки от сотни до пятисот пассажиров.

в) Эволюция мировых туристических потоков.

Туристические потоки и доходы от туризма в этот период времени значительно усиливаются.

г) Активное развитие туризма.

Это период развития массового туризма, основанного на экономных путешествиях с полным обслуживанием, организованным агентствами путешествий и туристическими бюро. При этом использовались различные виды транспорта - чартерные рейсы, автобусы, круизы и т. д.

Как основные отправляющие туристов страны определяются ФРГ, Бенилюкс, США и скандинавские страны. В качестве стран, принимающих туристов, выделяются страны Средиземноморья, в частности, Испания и Италия.

д) Образование ассоциаций и организаций по туризму.

В этот период образуется значительное количество туристических ассоциаций и организаций, как национальных, так и международных, как общественных, так и частных, целью которых является укрепление, развитие и кооперация в области туризма. Среди прочих можно выделить:

- Экономические: Общий рынок Европы (1958), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, объединившая экономически развитые страны.

- Транспортные: Международная организация гражданской авиации (1944), Международная ассоциация воздушного транспорта (1945), Международная консультативная организация (1959).

- Туристические агентства: Всемирная федерация туристских агентств (1966), Международная гостиничная ассоциация (1946), Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (1949).

- Туристические эксперты: Международная ассоциация научных экспертов в области туризма.

5. Современный период мирового туризма (1973 - 1994).

Инфляционные тенденции в начале 70-х гг., осложнившиеся новой арабо-израильской войной в 1973 г., а также резкое повышение цен на нефть странами - членами ОПЕК привели к повышению цен на туристическое обслуживание и, главным образом, на транспорт. Вслед за этим наблюдается сокращение туризма на мировом уровне, длящегося до 1978 г., после чего наступает прирост. В последние годы произошли другие политические и экономические события, повлиявшие на развитие мирового туризма: падение Берлинской стены в ноябре 1989 г., изменения в Центрально-Восточной Европе, война в Персидском заливе и другие.

Характерные черты туризма в этот период:

а) Эволюция транспорта.

В этот период коммерческая авиация совершает как регулярные, так и чартерные рейсы. Появляются новые виды более современных самолетов. В Европе происходит процесс либерализации авиационного транспорта. Как и в США появляются частные компании, которые конкурируют с государственными, предлагая новые более подходящие тарифы и создавая новые услуги.

В Европе наблюдается тенденция улучшения автотранспорта. Автобусы становятся более комфортабельными, увеличивается сеть автострад, соединяющих отправляющие и принимающие туристические страны; улучшается обслуживание на железной дороге, появляются скоростные поезда, которые составляют конкуренцию авиации на коротких и средних расстояниях.

В этот период увеличивается количество чартерных рейсов, что ведет к тенденции уравнивания тарифов регулярных рейсов с тарифами чартера.

б) Применение новой технологии в индустрии туризма.

Развитие информации в эти последние десятилетия сделали возможным полноценное включение в сферу туристических предприятий гостиниц и транспорта.

г) Политика международной кооперации: создание Всемирной туристской организации.

Международная туристическая кооперация в этот период основывается не только на двусторонних договорах между странами, но и на межгосударственной основе. В 1974 г. создается Всемирная туристская организация.

д) Тенденция на рынке отправляющих и принимающих стран.

В этот период, как и в предыдущий, наблюдаются тенденции к увеличению в летний период отдыхающих трудящихся и школьников. Вместе с тем, проявляются тенденции к расширению количества отдыхающих на Новый год, Пасху, а также в конце недели.

Средиземноморье занимает первое место в туристическом мире, создавая конкуренцию между странами в этой зоне, как, например, конкуренция между арабскими странами севера Африки с европейскими странами этого региона.

Проявляются и развиваются другие туристические зоны в мире, как, например, Карибская, острова Индийского и Тихого океанов, а в последние годы страны Юго-Восточной Азии.

е) Концентрация управления.

В этот период образуются мультинациональные предприятия в секторе туризма, особенно в гостиничном хозяйстве, а также растет количество туристических агентств. Также усиливается процесс финансирования туризма международными банковскими организациями.

В специальной литературе встречается много предложений относительно деления развития туризма по этапам, например, у Унцикера, Мариотги, Пжеславского и др. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века:

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм в XIX и XX вв. - до начала второй мировой войны.

3. Туризм современный.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиоз­ного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в четвертом тысячелетии до нашей эры. Одним из самых пер­вых путешествий следует считать морскую экспедицию (1501-1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний - Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут (Шаповал Г.Ф. История международного туризма. Мн.: "Экоперспектива", М., 1998, С.18-53). За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, опи­сав его на папирусе под названием "Приключения Синухита". В VI веке до н.э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки. В после­дующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями по городам, искусственным озерам, наконец, значительный интерес пробуждали строящиеся все в большем количестве пирамиды. Однако недостаток соответственно гу­стой сети качественных дорог, мест ночлега и питания, кото­рые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли путешествия. Туризм в то время не составлял источника дохо­дов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные рим­ские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали так называемые королевские дороги (длиной 3 тыс. км.), связы­вавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с их окрестностями. Каж­дые 30 миль на этих дорогах находились устройства, делаю­щие возможным отдых путешествующих (корчмы, пункты питания, отдыха и т.п.). За оказываемые услуги полагалась плата согласно ставкам, одинаковом как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма связан был, однако, главным образом с древней Грецией и Римом. В обоих этих государ­ствах большой вес придавался экономической стороне турис­тских путешествий. Еще 2300 лет назад Ксенофонт обращал внимание на необходимость постройки в греческом порту Пирей торговых залов и государственных домов, которые по его мнению могли бы явиться важным источником доходов. Как греки, так и римляне часто предпринимали путешествия весьма далекие, при этом греки - из-за слабого развития до­рожной сети - совершали их главным образом морским пу­тем.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали участие в античных олимпиадах в качестве зрите­лей или участников. Но даже в те времена данный мотив пу­тешествий являлся не единственным. Географ и историк Ге­родот путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников.

Римляне построили широкую сеть дорог, которые служи­ли первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древ­ние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, пред­почитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселен­ном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными домами, расположенными в живо­писной местности. Известно также, что для оздоровления рим­ляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Сент Моритц в Швейцарии пользовался у них особой попу­лярностью.

В первое время богатые греки и римляне, проживавшие в городах, выезжали в близлежащие пригородные поселения, затем диапазон географии этих выездов постепенно расширялся. При минеральных источниках либо вблизи святых мест воз­водились объекты наподобие современных санаториев, а ле­чебные места славились большим комфортом услуг и различ­ных развлечений. Кроме мест лечения, римляне охотно про­водили лето в горах и у моря, при этом наибольшей популяр­ностью всегда пользовались места, расположенные у Неапо­литанского залива. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не име­ли такого массового характера, как летние.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешествен­ников - пилигримы. Эти путешествия в религиозных целях носили в те времена массовый характер. К наиболее извест­ным из них принадлежали путешествия в греческую Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходи­ли каждые четыре года, начиная с VII в. до нашей эры. Внача­ле в них участвовали только греки, позднее стали приезжать также и римляне.

Уже в Древнем мире появляются не только первые группы туристов, т.е. путешествующих к лечебным источникам, мес­там поклонения, спортивных и развлекательных зрелищ и т.д., так и людей, занятых их обслуживанием. Так, например, в Древней Греции на Олимпийские игры прибывало большое количество людей спорта и почитателей искусств. Для их раз­мещения сооружались специальные здания, в которых разме­щались спортсмены и зрители. В Римской империи для раз­мещения путешествующих с целью посещения минеральных источников, получения образования, развлечения и т.д., со­оружались государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. По­степенно складывался закон гостеприимства для путешествен­ников при поездках их в чужеземные страны, они пользова­лись неприкосновенностью во время путешествия по террито­рии соседних государств.

Падение Римской империи привело к сокращению поез­док и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в дальний путь, так как велика была опасность физической рас­правы или ограбления.

Средневековье отличалось значительным замедлением ту­ристского движения. Возникновение множества новых госу­дарств с нестабильной внутренней обстановкой вызывало со­здание политических барьеров, незнакомых ранее. Связанный с феодализмом хозяйственный упадок многих регионов Европы, почти полное разрушение сети давних дорог и находящихся на них домов ночлега, снижение степени безопасности ^путешествующих, а также уничтожение многих городов - все 1,это повлияло на продолжавшийся относительно долго застой в развитии туристских путешествий. Только в VII и VIII вв. ей эры снова были возобновлены путешествия в религиозных целях, которые, согласно А.Мариотти, являлись формой туризма, "связывающей религию с интересами культурными, а набожность с жаждой познания". Участниками этих ^путешествий были жители разных европейских стран, которые путешествовали к святым местам, прежде всего в Италии (главным образом в Рим), в Испании (Сантьяго де Компостела) ив Палестине. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре тогдашнего туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно пред­принимаемых официальными посланниками государей. Раз­витие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путеше­ствий студентов, направлявшихся главным образом в италь­янские университеты.

Постепенно передвижение людей в Европе приняло мас­совый характер: крестовые походы, вызвавшие движение вои­нов, священников, паломников, торговцев; путешествия с познавательными, развлекательными, медицинскими и т.п. целями, все это расширяло географические познания, созда­вало предпосылки для великих географических открытий, которые, в первую очередь, раздвигая рамки известного, обус­ловили дальнейшее увеличение подвижности населения и рас­ширения торговых и культурных связей. Последующее разви­тие торговли, необходимость постоянного поиска внешнего рынка и сфер приложения промышленного и финансового капитала, передвижение масс населения создавали условия дальнейшего развития туризма.

В XVII веке в Европе появляется форма "чистого туриз­ма", которая, согласно К.Либере, охватывала людей, путеше­ствующих с целью познания, лечения либо отдыха. Кроме того, конечно, развивались и миграции, связанные с религиозным культом, путешествия купцов и др.

Зарождение туризма как социального явления относится к концу в XVII - началу XVIII вв., когда учащиеся школ неко­торых европейских государств стали совершать пешеходные прогулки на природу. Известный "Великий тур", который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В ХVlll1-ХlХ вв. к таким турам ста­ли проявлять интерес и гражданские слои населения. Среди молодежи считалось модным отправляться в длительную по­ездку по Европе. Станциями "Великого тура" первоначально считались культурные центры Европы, преимущественно го­рода и достопримечательности Испании, Франции, Италии и Греции. В "Великий тур" отправлялись молодые представите­ли верхних сословий, которые получили образование и чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. "Великий тур" длился два-три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

Первое массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предпринима­тель Томас Кук осуществил перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном транспорте от Лейстера до Лафборо и обратно. Он убедил при этом железнодорожную компанию Англии в том, что перевозить большое число лю­дей по недорогим билетам выгоднее, чем малое число пасса­жиров за более высокую стоимость билета. В 1845 г. Томас Кук организовал путешествие в Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. им было организовано туристское обще­ство, которое стало распространять билеты (путевки) не толь­ко в Англии, но и за ее пределами. В 1863 году Кук организо­вал первую туристскую фирму, создав группу, которая совер­шила поездку в Швейцарию. В 1865 году Томас Кук посетил США с целью организации поездок как англичан в США, так и американцев в Европу. В 1867 году пятимесячное путеше­ствие парохода "Квейкер-сити" положило начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, принимавших учас­тие в этом путешествии, был знаменитый писатель Марк Твен. В 1882 году состоялось первое в мире "кругосветное путе­шествие Кука". Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельца­ми гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршрут поездок и программ пребывания. В настоящее время международная туристская компания, но­сящая имя Томаса Кука, является крупнейшей в мире и осуще­ствляет туристскую деятельность на всех континентах, и на ее примере можно проследить этапы развития туризма на про­тяжении почти двух веков.

Томас Кук впервые создал специфический туристский про­дукт - тур, заключая договора с железнодорожными и паро­ходными компаниями, гостиницами и ресторанами на обслу­живание туристов. Он же впервые стал систематически изу­чать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского I маркетинга, да и, собственно, туристского менеджмента. Считается, что Томас Кук был первым менеджером туризма.

В связи с развитием международных курортов в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Чехии - эти страны, наряду с Англией, становятся международными центрами туризма в Европе. В конце XVIII века людей, путешествующих с различными целями, посещавших другие страны, стали называть туристами". Лишь немногим молодым представителям дво­рянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, так как, наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Развитие туризма совпадает с периодом активизации ми­рохозяйственных связей. Рост подвижности населения, реали­зующий стремление людей к взаимному общению, приводит к формированию национального и международного туризма.

Расширение туристских потоков потребовало, в свою оче­редь, развития средств размещения и средств передвижения. Инициаторами строительства гостиниц в тех местах, где их либо не было вообще, либо они не отвечали туристским по­требностям, являлись зачастую железнодорожные компании, использовавшие для этого свой капитал. Они же брали на себя финансирование рекламы и других мероприятий, связанных с дальнейшим развитием туризма.

Туризм приносил прибыль в тех регионах, где получал наи­большее развитие, при заинтересованном участии властей, справедливо усматривающих в нем средство стимулирования развития экономики.

Однако, своеобразие туристского комплекса проблем оказалось слишком сложным для местных органов власти. Это обусловило необходимость создания самостоятельных специ­ализированных организаций в области туризма. Функции и деятельность их соответствовали нашим современным турист­ским обществам и союзам. Первоначально эти организации назывались по-разному: "общество благоустройства", "обще­ство приема иностранцев" и т.д. Начало основания подобных организаций приходится на середину XIX века, но более ши­рокое развитие они получают после 70-х годов XIX века, глав­ным образом в странах Западной Европы (Германия, Швейца­рия, Австрия и др.).

Местные органы власти были заинтересованы в деятельно­сти подобных обществ и оказывали им поддержку. Вместе с ростом интенсификацией туристской жизни возрастала роль туристских обществ. Туристские организации создавали так­же любители туристского отдыха и путешествий, любители природы (например, общество альпинистов, общество друзей природы, общество велосипедистов и т.д.). Все эти организа­ции принимали участие в различной деятельности по разви­тию туризма. Первое в мире объединение любителей путеше­ствий в горах - Английский альпийский клуб, возникает в Лондоне в 1857 году. Вслед за ним в 1862 году появляется Австрийский альпийский клуб и клуб в Турине, позже пре­образованный в Итальянский; в 1863 году утверждается Швей­царский клуб. Европейские альпийские клубы, взаимодействуя друг с другом способствовали организации путешествий в гор­ных районах, а также занимались изучением туристских ре­сурсов этих районов.

В каждой стране процесс создания туристских обществ и организаций имел свои специфические черты: и пути разви­тия. Именно в этом состоит одна из причин существующей в мире в настоящее время большой пестроты в организацион­ных формах туризма.

В первой половине XX века международный и нацио­нальный туризм продолжают развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему экскурсии и ту­ризм доступны только незначительному слою населения, ко­торое совершает дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. Для обслуживания туристских потребностей этих групп населения формируются национальные и между­народные курорты и центры туризма в различных регионах.

Таким образом, туризм становится особой формой пере­движения людей, развиваясь на основе путешествий и откры­тий, осуществляемых географами, историками, мореплавате­лями, исследователями, представителями делового мира, ко­торые накопили и сделали достоянием современности много­численные научные изыскания, отчеты и дневники.

В период между первой и второй мировыми войнами тури­стские поездки как внутри стран, так и зарубежные постепен­но приобретали качественно новый характер. Они носят уже не только развлекательный характер, но и несут элементы познавательности. В маршруты все чаще включаются истори­ческие места и памятники культуры. Подавляющая часть меж­дународного туристского движения приходится в этот период на Европу.

Вторая мировая война резко сократила объем международ­ного туризма. После ее окончания шло восстановление разру­шенной туристской инфраструктуры, в том числе дорог, гос­тиниц и мест рекреации, в условиях острого недостатка де­нежных средств, продовольствия, квалифицированных кадров. Довоенный уровень туризма был достигнут только в конце 40-х годов. В этот период туристскиепутешествия получили широкое распространение в США и Канаде. В июле 1948 года были официально разрешены поездки иностранных туристов в Японию.

Туристские связи все больше расширялись. Этому способствовало заключение специальных соглашений между евро­пейскими странами. Они предусматривали обмен на условиях взаимности большими группами туристов в период отпусков или праздников. На смену туризму индивидуалов приходит туризм массо­вый, в который вовлекаются представители среднего класса, молодежь, учащиеся, научная интеллигенция и т.п.

Возникновение туризма на обширной территории России уходит корням в древние времена и средневековье и касается главным образом Черноморского региона. На XVIII з. приходится первый период развития лечебных учреждений в царской России. Начало их строительству положил Петр I который в 1713 г. указал публично на необходимость поис­ков источников минеральных вод. В 1719 г. был обнародо­ван специальный указ о строительстве лечебных мест и по­этому этот год считается началом развития курортного хозяй­ства России. К старейшим русским курортам принадлежат курорты Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисло­водск, Ессентуки, Железноводск), которым уже в 1803 г. был присвоен ранг общероссийского значения. Позднее появля­ются такие известные курорты, как Липецк (1805), Старая Русса (1815), Сергеевские Минеральные Воды (1833), Юрма­ла (Кемери, 1838).

Развитие Крыма как туристско-оздоровительного региона начинается в XIX в., точнее во второй его половине. Это прежде всего относится к Алупке, Ялте и Ливадии «Мода» на Крым, которая связывалась со строительством царской резиденции Романовых в Ливадии (1861) привела к тому, что русская ари­стократия начала строить здесь многочисленные дворцы (преимущественно в Ялте), используемые главным образом летом. Важную роль при этом сыграло строительство в 1874 г. железной дороги, связавшей Крым с центром России.

Наряду с Крымом и Кавказскими Минеральными Водами, большую популярность завоевывает и Сочи, где первый пан­сионат был построен в 1909 г.

Одновременно с развитием лечебного туризма, в XIX в. в России все больше возрастает роль горного туризма. Начало его приходится на 20-е годы прошлого столетия и связывается с кавказскими вершинами Эльбрус и Казбек. Особенно резко возрастает число горных туристов в 80-е годы XIX века, после окончания русско-турецкой войны 1877-78 гг. В это время здесь начинают строиться объекты ночлега для туристов. К концу XIX века среди городов России, отличавшихся наиболее раз­витым туристским хозяйством, выделяются Тифлис (Тбили­си), Баку, Ереван, Владикавказ, Пятигорск, Кисловодск, Ба­туми и Кутаиси. На 70-е годы XIX столетия приходится, начало развития организованного туризма в России, В 1877 году в Тифлисе при кавказском обществе естествознания организуется первый аль­пийский клуб (по примеру ранее созданных горных клубов в Западной Европе). В 1890 г. создается Крымский горный клуб в Одессе, переименованный позднее в Крымско-Кавказский, который открывает свои отделения и в других городах – Ялте, Севастополе. В это же время в школьном обучении в России стали ис­пользоваться переходные прогулки. К числу первых учебных заведений, применивших их в своей педагогической практи­ке, относятся Александровская учительская школа Тифлиса. Киево-Печерская гимназия, Петербургское лесное коммерчес­кое училище, другие учебные заведения.

На рубеже XIX и XX столетий в России возникли предпо­сылки для объединения любителей путешествий в единую централизованную организацию. Так были созданы Российс­кое горное общество и Российское общество туристов. После­днее было организовано в 1901 г. на базе Русского Туринг-клуба, появившегося в 1855 г. и объединявшего велосипедис­тов-туристов. Клуб этот имел своей задачей "распростране­ние в России циклизма и применения велосипеда к практи­ческим целям, содействие туризму вообще и туризму велоси­педному в частности".

Российское общество туристов имело свои отделения в Петербурге, Москве, Владикавказе, Пятигорске, Сочи, Вер­ном (Алма-Ата). Создателями его были всемирно известные ученые Д.НАнучин, В.И.Вернадский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, в работе общества принимал активное участие писатель В.А.Гиляровский. Общество, объединившее в основном пере­довых людей того времени, ставило целью "развитие туризма в России с задачей пробуждения интереса к нашему Отече­ству как внутри страны, так и за ее границей".

Около полувека составила история отечественного туриз­ма дореволюционной России. Но, как и в годы своего зарож­дения, туристское движение оставалось малочисленным вслед­ствие того, что путешествия были недоступными для много­миллионных масс трудящихся.

Важное значение для развития массового туризма в Совет­ской России имели подписанные В.И.Лениным декреты, в частности, о введении восьмичасового рабочего дня, о плат­ных отпусках, об организации здравоохранения и сети госу­дарственных 3 курортов (март, 1919), а также о домах отдыха (май, 1921).

Возникла принципиально новая форма управления туризмом, в ее основе были туристские ячейки предприятий, уч­реждений, учебных заведений, других трудовых коллективов.

У истоков туристского движения в России в 20-30-е годы стояли такие энтузиасты туризма и альпинизма, как И.Е.Тамле, Н.Н.Аделунг, А.Н. Фрулекин, В.В.Немыцкий, Н.К.Барн, ГАА.Летавет, ставшие потом крупными учеными, деятелями науки и культуры.

Учитывая необходимость организационного материального и кадрового укрепления туризма, его роль в организации массового отдыха трудящихся и их приобщение к ценностям культуры, ЦИК СССР в 1936 году принял постановление о передаче туристско-экскурспонного дела в ведение Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), а организацию массового самодеятельного (спортивного) туризма - Высшего совета физической культуры (ВСФК). Для осуществления этого постановления при ВЦСПС было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ). а при ВСФК - Всесоюзная секция туризма. В ведение ЦТЭУ перешли марш­руты союзного и местного значения, а также туристско-экскурсионные базы.

Постановление ЦИК СССР положило начало новому эта­пу в развитии туристско-экскурсионного движения, которое возглавила самая массовая организация трудящихся - советс­кие профсоюзы. Отныне туризм стал одним из важных на­правлений в их деятельности, что, несомненно, способствова­ло повышению его массовости. Интенсивно стали строиться новые туристские базы в Крыму, на Кавказе, Украине и в других местах. Накануне войны на территории Советского Союза действовало 165 палаточных туристских баз и лагерей, которые обслуживали 200 тыс. человек в год.

В период Великой Отечественной войны туристские орга­низации прекратили свою деятельность, и лишь в апреле 1945 г. ВЦСПС принял решение о возобновлении деятельности ЦТЭУ, которое начало работы по восстановлению туристских баз и лагерей и организации путешествий и экскурсий. В том же году туристско-экскурсионные управления (ТЭУ) были со­зданы в Москве, Ленинграде, в Крыму, на Северном Кавказе, в Красноярском крае, Грузинской ССР, а затем и в других союзных республиках, краях и областях.

Еще в межвоенные годы в СССР, наряду с традиционным отдыхом на курортах, появились новые формы туризма, свя­занные главным образом с домами отдыха и отдыхом в сво­бодное от работы время. Большой популярностью начали пользоваться пионерские лагеря, первый из них - Артек -был создан в 1925 году. Заметим, что в 30-е годы в Советском Союзе туристским движением было охвачено более 2 млн. человек в год, причем чаще всего посещались Крым и Кавказ.

На межвоенные же годы приходится и начало районирова­ния территорий и туристских местностей, особенно курортов. К наиболее известным относятся планы освоения южного по­бережья Крыма (1932-1935 гг.), района Сочи - Мацеста (1933-1936гг.) группы курортов Кавказских Минеральных Вод (1936)

В послевоенный период шел активный процесс восстановления разрушенных в ходе войны и строительства новых туриско-экскурсионных объектов. Но наиболее интенсивное развитие туризма началось лишь с 60-х годов (с укрепленном базы для размещения отдыхающих 1! путешествующих). Кро­ме того, в летний период около 5-30% (а в крупных городах 40-50%) всех городских жителе проводили свободное время и праздничные дни в пригородной зоне.

В 1956 году СССР стал действительным членом Междуна­родного союза официальных туристских организаций, осно­ванного в Париже и действующего в рамках ООН.

20 июля 1962 года Президиум ВЦСПС принял постановле­ние "О дальнейшем развитии туризма". В нем были подведе­ны итоги большой, многолетней работы туристско-экскурсионных управлений и добровольных спортивных обществ проф­союзов и определены меры, направленные на укрепление ма­териальной базы и расширение массовости туризма.

Именно в 60-е годы в стране сложились предпосылки для превращения туризма в крупную отрасль обслуживания насе­ления. Туризм сейчас - это один из тех верных и мощных рычагов, при помощи которых решается важнейшая задача укрепления здоровья, творческого долголетия и бодрости мил­лионов людей.

В последние годы наблюдается бурное развитие дачного отдыха. Дачные кооперативы и садоводческие товарищества - это форма организации отдыха, которая сочетает в себе воз­можности совмещения организации как кратковременного, так и длительного отдыха для семей, в особенности включающих в свой состав несколько поколений. Это наиболее перспек­тивная в настоящее время форма "второго жилища", которая тесно связана с проблемами развития сельского хозяйства в пригородных зонах. Дачи размещаются главным образом вок­руг крупных городов и скопления населенных пунктов - аг­ломераций. Уже сейчас видно, а в будущем это будет еще за­метнее, что они формируют огромные территориальные мас­сивы, образующие своеобразные урбанизированные кольца вокруг городов, причем размеры этих колец пропорциональ­ны величине городов и агломераций. Наиболее быстрыми тем­пами развитие этой формы организации отдыха идет в райо­нах с быстро развивающейся промышленностью и относительно слабо развитым сельским хозяйством.

Если рассматривать основные вехи развития и становле­ния туризма в бывшем СССР, то весь ход исторического его развития можно условно разделить на четыре больших эта­па: - первый - зарождение и формирование организационной" структуры (начало 20-х годов 1936 г.); второй - переда­ча туризма и экскурсий в ведение профсоюзов и создание пред­посылок для формирования индустрии туризма (1936-1969 гг.); третий в период интенсивного развития туризма, превраще­ние его фактически в крупную отрасль обслуживания населе­ния (1969-1991 гг.); четвертый - (1991 - настоящее время) - постсоветский период развития туризма в СНГ.

Так же бурно, как и в других районах СССР развивается туризм и в Казахстане. Еще в начале XX века в г. Верном было образовано отделение Русского горного общества, про­существовавшего до 1927 г. В 1929 году энтузиасты горного туризма Г.И.Белоглазов, Ф.Л.Савин, В.М.Зимин организова­ли несколько туристских походов по тропам Заилийского Алатау и, в частности, летом этого же года провели первый туристский поход на озеро Иссык. В нем участвовали 17 учителей школ Алма-Аты.

В 1930 году под руководством Ф.Л.Савина коллектив ра­ботников Алма-атинской городской почты и телеграфа в со­ставе, 16 человек отправился по несложному маршруту: Алма-Ата- Медео - Кокджайляу - Большое Алма-атинское озеро. Сейчас такие походы совершают и школьники, и пожилые домохозяйки. В январе 1931 года В.М.Зимин провел первый зимний лыжный поход туристов по маршруту: Алма-Ата - Узунагач - Курдайский перевал. Восемь лыжников отправи­лись из Алма-Аты в сопровождении восьми всадников нацио­нального кавалерийского полка с эстафетой труда и оборо­ны", которую они вручили на Курдайском перевале команде братской Киргизии.

В том же 1931 году в столице республики при Джетысуйс-ком губернском музее была организована первая ячейка Все­союзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсии.- ОПТЭ, в ее состав вошли 10 человек. Активиста­ми ее стали Г.И.Белоглазов, В.Д.Городецкий, Н.Н.Дублицкий и др., по их инициативе был создан Казахстанский краевой совет ОПТЭ. Силами туристского актива в урочище Горельник, близ Алма-Аты, была сооружена горная хижина для туристов, в, 1936 г. преобразованная в туристскую базу "Горельник" на 50 спальных мест.

В 1938 году состоялось первое массовое туристское мероп­риятие - слет в урочище Кокджайляу, собравший около 200 участников.

С началом Великой Отечественной войны Казахстанский совет ОПТЭ прекратил свою деятельность, поскольку его ра­ботники и актив ушли на фронт. В помещениях туристской базы "Горельник" в начале 1943 г. разместилась. Всесоюзная школа по подготовке инструкторов для горнострелковых частей Советской Армии. За 2 года школа выпустила 1500 инст­рукторов и около 12 тыс. горных стрелков, воевавших на мно­гих фронтах Великой Отечественной войны. После войны здесь стали готовить спортивные кадры альпинистов и горнолыж­ников для республики, а в 1953 г. база снова стала принимать туристов. В 1955 году в строй действующих вступила турбаза "Иссык", расположенная у берегов одноименного озера. Зна­чительно позже из-за селевой опасности эти турбазы были закрыты.

В 1952 году ВЦСПС открыл в Казахстане туристско-экскурсионное управление (ТЭУ). С 1958 года оно стало имено­ваться Среднеазиатское ТЭУ. В 1960 г. создано Республикан­ское управление по туризму при Казсовпрофе. В 1962 г. су­ществовавшие ранее ТЭУ реорганизовались в советы по ту­ризму и экскурсиям. В 1965 году были организованы Казахс­кий республиканский совет по туризму и экскурсиям в Алма-Ате и 5 областных советов: Алма-атинский, Восточно-Казах­станский, Карагандинский, Уральский и Чимкентский, а также экскурсионные бюро в этих областях.

Мощный толчок развитию туризма придало постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). В Казахстане стали возникать новые област­ные советы по туризму и экскурсиям, экскурсионные бюро, бюро путешествий и экскурсий. Особое внимание уделено укреплению материальной базы туризма в республике - стро­ительству и оснащению новых туристских баз и гостиниц с ресторанами, кинотеатрами и другими культурными и быто­выми службами. Открывались пункты проката туристского инвентаря и снаряжения, моторно-лодочные станции, специ­ализированные автобазы.

В наиболее живописных местах республики строились новые туристские базы: "Баянаул" на берегу озера Жасыбай в Павлодарской области, "Каркаралинская" в одноименном горно-лесном оазисе в Карагандинской области, "Алтайская бухта" : на берегу Бухтарминского водохранилища в Восточно-Казахстанской области, "Уральская" близ Уральска на бере­гу;реки Урал, "Лесная" недалеко от Кустаная, "Южная" в долине Бадамского ущелья в Чимкентской области, "Золотой бор" в районе Кокчетавских гор, туристская база "Казахстан" на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии и др.

Каждая турбаза по своему интересна и привлекательна - "Золотой бор" - в хвойных лесах, "Южная" - среди альпий­ских лугов и буйных садов, "Уральская" - на берегу вели­чественной реки, "Каркаралинская" - примечательна вело­сипедными маршрутами, которые пролегли по проселочным дорогам, горно-лесного оазиса, с турбазы "Алтайская бухта"

начинаются увлекательные маршруты по алтайской тайге к озеру, Маркаколь, к знаменитым Рахмановским ключам.

В большинстве областных центров республики действуют туристские комплексы, готовые гостеприимно принять тури­стов-жителей городов и сел Казахстана, гостей из братских республик.

Организуют маршруты выходного дня, когда трудящиеся и члены их семей совершают походы в окрестные зоны отдыха, к их услугам "Поезда здоровья".

Надо признать, что еще недостаточными темпами развива­ется туризм в бывшей столице республики - Алма-Ате, рас­кинувшейся у подножья живописных гор Заилийского Ала­тау, а также в одноименной области. Хотя необходимо отме­тить, что Алма-Ата является достаточно крупным центром и такого популярного вида спортивного туризма, как альпинизм. Еще в 1936 г. здесь был создан республиканский клуб альпинистов при лагере "Горельник". Активными организаторами и пропагандистами альпинизма являлись ветераны войны и спорта Г.Белоглазов, В.Зимин, Е. Колокольников, П.Попков, М.Погребецкий, У.Усенов и др.

С 1935 г. альпинисты проводили массовые восхождения, с 1954 г. - первенства клуба. С 1960 г. клуб участвовал в чемпи­онатах Казахстана по альпинизму. Скалолазание практикова­лось с 1948 г., а с 1952 г. проводились традиционные товари­щеские соревнования с командами республик Средней Азии и Красноярского края.

Клуб организовывал также экспедиции, имеющие научно-практическое значение. Еще в 20-30 годы альпинисты Алма-Аты совершили множество восхождений на малоизвестные вершины Тянь-Шаня и значительно уточнили географичес­кую карту района: покорили Талгарский пик (1935, В.Зимин), Хан-Тенгри (1936, Е.Колокольников). Затем воспитанниками клуба были взяты многие высочайшие горные вершины СССР: семитысячники - пик Ленина, Коммунизма, Победы, Е.Корженевской. Появились в республике свои "снежней барсы" (покорители всех семитысячников). В 1982 году в состав пер­вой советской Гималайской экспедиции на вершину Эвереста (Джомолунгмы, 8848 м) вошли алмаатинцы К.Валйев, Ю.Го­лодов, Е.Ильинский, В.Хрищатый, С.Чепчев.

Туризм 20-го века

Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.

По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами.

Одним из важных моментов для развития туризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта. Практически во всех индустриально развитых странах продолжается строительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны заставляли совершенствовать железнодорожный и автомобильный транспорт, кроме того, для перевозок стали использовать авиацию.

Расширению географии международного туризма способствовало строительство Суэцкого и Панамского каналов и переоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских пассажирских судов шло по пути создания огромных лайнеров. Длительная история развития авиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается созданием удобных многоместных самолётов. Первые регулярные рейсы совершались в Германии по маршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня известной как Lufthansa,

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Туризм – это временные путешествия людей от суток до 6 месяцев в другую страну или город и посещением развлекательных, спортивных или познавательных мероприятий. Разновидностей туризма существует достаточно много. Рассмотрим три основных вида туризма.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА

Выездной туризм – это выезд людей из страны за ее границы.

Внутренний туризм – это перемещение людей с туристическими целями в рамках одной страны.

Въездной туризм – въезд иностранных граждан на территорию государства. Так же существуют и другие категории классификации, но они не так популярны.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

Туризм возник еще в древние времена. В древние времена люди отправлялись в различные путешествия для познания мира, открытия новых территорий с различными религиозными целями. Конечно, когда люди приезжали, их нужно было куда-то селить, организовывать для них питания. Естественно, на помощь приходили местные жители. Для того времени, популярными местами становились таверны, дома терпимости.

В Древние времена целью туризма были в основном торговые отношения и Олимпийские игры. С развитием торговли и развивалась инфраструктура городов и поселков. Приходилось строить дороги, постоялые дворы, таверны. Самые популярные в те времена таверны не уступали по роскоши от дворцов богатейших людей страны.

На востоке путешествовали на верблюдах. Ночевали путешественники в шатрах, в караван-сараях. Правда, уровень услуг и обслуживания был гораздо выше, чем в Европе. В первую очередь это связано с тем, что торговля на востоке была более развита, чем в Европе.

В средние века сильнейший толчок для развития туризма дали паломники, которые устремились к христианским и мусульманским святыням. Молодое население стран всегда искало лучшее место для жизни в Европе, прежде чем окунуться в профессию у себя на родине. Европейские же богачи любили путешествовать и отдыхать на курортах Австрии, Германии, Греции и Италии.

Массовый туризм дал толчок к развитию промышленности. Людям в то время стали выдавать оплачиваемые отпуска. Помимо всего сказанного, массовый туризм дал огромный толчок к развитию дорог и транспорта. Начал появляться такой вид транспорта, как пароход и паровоз.

Первые высокооплачиваемые гостиницы появились в Швейцарии и Германии, а уже во второй половине 20-го века – создаются бюро путешествий. Бюро путешествий организовывали туристические поездки по Европе и реализовывали их потребителю. В это же время в Германии и СССР развивается спортивный туризм и массовый отдых.

Военные действия 40-х годов внесли свои изменения в развитии Европейского туризма. Начался новый этап развития. С 50-х годов «растут как грибы» туристические фирмы, начинается массовое строительство гостиниц и увеселительных заведений. В основном европейцы ориентировались на американского туриста, а с 70-х годов уже развивается и выездной туризм по Европе.

В 80-е годы для людей туризм – это стиль жизни. Расширяется ассортимент услуг, появляются так называемые индивидуальные туры, экологический туризм.

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В СССР

В СССР развивался только внутренний туризм, так как выехать за приделы страны мог только узкий круг лиц. Внутренний туризм развивался с помощью курортных учреждений, детских сезонных и лечебно-профилактических заведений. Но не смотря на это, туризм в СССР занимал одно из лидирующих мест в мире.

Вообще, можно отметить, что туризм в нашей стране способствовал развитию как самого государства, так и нации в целом. Туризм развивал физкультурное движение, повышал общественную активность людей, развивал в духе социологического интернационализма и патриотизма.

Спортивный туризм – это путешествие по дикой природе, в естественной природной среде по определенному маршруту.

Для горного туризма маршрут – это вершины и перевалы, для водного – различные каньоны и речные пороги, ну и т.п. Отличительной особенностью спортивного туризма от обычного состоит в том, что преодоление препятствий оценивается по категориям сложности. В последние годы активно развивается такие виды спортивного туризма, как экстремальный туризм, приключенческий туризм, туризм автостопом и даже секс-туризм.

Для того, чтоб в стране развивался туризм, необходимо несколько факторов: 1) Стабильная политическая обстановка в стране 2) Развитие транспорта и инфраструктуры 3) развитие средств связи и информации 4) развитие гостиничного бизнеса 5) повышение благосостояния у населения.

Препятствиями для развития туризма могут служить 3-и фактора: 1) Различные войны 2) экономические кризисы 3) «Закрытость» стран.

В настоящее время туризм в нашей стране развивается с невероятной скоростью. Этому способствовали и Олимпийские игры в Сочи, и другие международные спортивные турниры (чемпионаты мира и т.п.).

Загрузка...