Портал садовода - Vsetsvetet

Кто такой г эббингауз. Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Как ваши планы и намерения влияют на запоминание

«У психологии длинное прошлое, но короткая история»

Герман Эббингауз

«А сейчас вы все забудете», - говорили Уилл Смитт и Томи Ли Джонс в серии фильмов о людях в черном, а затем запускали свой таинственный прибор под названием «нейрализатор». А если мы вам скажем, что совершать с людьми такую процедуру было совсем необязательно? Ведь согласно исследованиям Германа Эббингауза, через час после акта запоминания в нашей памяти остается меньше 50% информации, а к месяцу и далее сохраняется лишь 20%, и эта цифра уже не меняется. «Кривая забывания» Эббингауза - одна из самых знаменитых картинок в экспериментальной психологии, но далеко не единственный его вклад в эту науку.

Рождение уникума

О ранних годах Германа Эббингауза, родившегося 24 января 1850 года в Бермене, Рейнской провинции Пруссии, известно не так уж много. Согласно имеющимся данным, его отец Карл Эббингауз слыл богатым купцом, который придерживался лютеранской веры. Сам мальчик в возрасте 17 лет начал посещать Университет Бонна, где он планировал изучать историю и филологию. Однако в дальнейшем всю область его интересов заняла философия. Но обучение, к несчастью (а, может, и к счастью) оказалось недолгим, так как в 1870 году прервалось франко-прусской войной, куда Герман отправился простым солдатом. В рядах армии он находился не очень продолжительное время, и, вернувшись с войны, продолжил свои исследования в области философии, которые завершились написанием диссертации по работе Эдуарда фон Хартманна «Философия бессознательного». Таким образом, совсем ещё юный философ в возрасте 23 лет уже получил статус доктора наук. Окончив университет, Герман Эббингауз разъезжал по разным странам, побывал во Франции, Англии, Германии, где зарабатывал себе на жизнь репетиторством.

Дальнейшее направление его жизни и научной работы решилось в Англии в течение буквально одного дня. Все произошло в книжной лавке, где учёный натолкнулся на книгу, в которой описывалась работа Густава Фехнера «Элементы психофизики». Дотошные математические выкладки, представленные в работе, заворожили и вдохновили «латентного» математика на его исследования. Позже, при оценке научных взглядов Эббингауза, современники отметят их уникальность и то, что они не носили следы ни одного из наставников, коллег или учителей. Даже работа фон Хартманна, по которой Герман Эббингауз писал свою докторскую, противопоставлялась взглядам философа. Но вот касательно книги Фехнера можно однозначно сказать: она оказалась знаковой в жизни учёного. Посвящая вдохновителю свою вторую работу «Принципы психологии», Эббингауз писал: «Я всем обязан вам».

Густав Фехнер

«Бессмысленное» запоминание

Учёный приступил к своим знаменитым ментальным экспериментам в 1879 году. Объектом исследования стал он сам, а метод оценки своей памяти подобрал крайне щепетильно и довёл до совершенства. В опытах, проведенных в течение двух периодов длительностью по одному году, использовалось 2300 карточек с «бессмысленными слогами» и более 15 000 их повторений. Сам термин «бессмысленные слоги» исследователь ввёл для описания коротких и не несущих никакого значения слов, состоящих из трёх букв (CVC триграммы). Они выглядели следующим образом: на первом и последнем месте стояли согласные, которые не повторялись, а между ними помещалась гласная (например, ЩОД, ХИБ, ВЫК). Главное условие - эти трёхбуквенные сочетания не должны вызывать никаких ассоциаций, чтобы не облегчить запоминания отдельных карточек и не внести, тем самым, погрешность в эксперимент. Карточки отбирались случайным образом из коробки и записывались, а дальнейшее заучивание проходило вслух под звуки метронома специально отработанным заранее голосом.

Вариантов опыта существовало множество. При помощи них Эббингауз пытался выяснить различные свойства памяти: время забывания и скорость, количество повторений для лучшего запоминания, время и скорость заучивания, количество информации, сохранившейся подсознательно, и некоторые другие.

Полноценным итогом семилетнего труда стала книга «О памяти» или позже переведённая на английский как «Память: вклад в психологию». Там, помимо кривой забывания, описывались кривая заучивания, метод заучивания, метод сбережения, факт упражняемости, а также эффект от повторения (переучивания) и фактор края.

Кривая забывания или кривая Эббингауза. Линия, согласна которой заученная информация начинает резко забываться через 20 минут и достигает пика через час; позже темп снижается. В итоге от начального объема через месяц мы помним порядка 20% от первоначального объема информации.

Похороны старой психологии

Эффект от работы последовал незамедлительно, научное сообщество приняло её крайне одобрительно. Уильям Джеймс, основатель функциональной психологии, даже отметил, что труд просто «героический» и отметил, что это «единственное самое блестящее исследование во всей истории психологии». Схожим образом отреагировал знаменитый английский психолог Эдвард Титченер, приравнявший труд к величайшим работам о памяти со времён Аристотеля. Книга «О памяти» принесла учёному также и повышение по должностной службе: место профессора в Университете Берлина, где он смог открыть свою собственную лабораторию.
Чуть позже, в 1890 году, Эббингауз вместе с немецким физиком Артуром Кёнихом основал журнал по психологии «Психология и физиология органов чувств».

Как «Принципы психологии», так и третья, не менее известная работа «Краткое описание психологии» (правда, была до конца не закончена самим Эббингаузом, но дописанная позже его коллегой Эрнстом Дюрром) пережили множество переизданий, оставаясь актуальными по сей день.

Однако, там где есть место славе, найдётся место и противоречию. Не менее ярким, чем труды, оказался публичный спор между Эббингаузом и его бывшим коллегой Вильгельмом Дильтеем. Последний опубликовал статью, где жестко критиковал экспериментальную психологию, которую считал скучной, и превозносил психологию описательную. Дильтей полагал, что в связи со сложностью памяти как феномена, единственный правильный метод её изучения - интроспекция, т.е. наблюдение за самим собой и описание полученной информации. Герману Эббингаузу пришлось отстаивать свои убеждения. Для этого он сначала отправил все свои замечания личным письмом бывшему коллеге, а затем написал публичную статью. Позже учёная общественность отметит, что Эббингауз «похоронил старую психологию 1890-х годов».

Интеллект, иллюзии и стандартизация

Блестящий ученый, который однако никогда не стремился к научной славе, но сделал так, что его работы увековечили его имя в истории психиатрии и в науках о мозге и памяти. Он не задумывался о том, чтобы стать пионером в области экспериментального изучения памяти, но при этом получил крайне важные результаты. Данные о заучивании и забывании, упражняемости и сбережении памяти положили научную основу всем существующим методикам обучения и запоминания.

Помимо всего, Эббингауз считается первым создателем теста по оценке интеллекта, заключавшегося в том, что детей просили закончить различные предложения. Позже Альфред Бинет одолжит методику и внесет её в шкалу интеллекта Бинета-Саймона. Также Герман Эббингауз считается первым, кто открыл феномен оптической иллюзии, известной как иллюзия Эббингауза.


Иллюзия Эббингауза. Вам тоже кажется, что оранжевые круги разные? Два круга, равных по размеру (в центре), окружены кругами большего (слева) и меньшего (справа) размера, из-за чего они кажутся разными.

В завершение отметим, что вся работа ученого, которая не прекращалась вплоть до его смерти 26 февраля 1909 года, оказалась важной для современной науки не только самими полученными данными и разработанными методами. Считается, что Эббингауз стал первым учёным, который составил стандарт отчёта исследовательской работы. Его статья про память разделена на четыре части: введение, методы, результаты и обсуждения. А вам это ничего не напоминает?

Этот материал написала наша коллега Анастасия Натрова

3. “Новая психология” В. Вундта.

Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера, вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии.

Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым.

Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что повышение уровня интенсивности раздражителя не вызывает идентичного роста интенсивности ощущения; с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, интенсивность раздражителя влияет на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший душу и тело.

Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа: определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение; дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)

Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некоторое относительное значение увеличения раздражителя, которое вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Соотношение между величиной ощущения и раздражителя можно выразить в виде логарифма, где S – интенсивность ощущения, K – экспериментально установленная константа, а R – величина раздражителя.


Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие психофизические методики, которые используются до сих пор: методы средней ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и т.д.

Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете проводил Эрнст Вебер , который изучал величины “едва заметных различий” – минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой для каждого из чувств.

Вебер также изучал явление 2-точечного порога – момента, когда человек может распознать два независимых источника ощущений. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психической реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и Гербарта.

Таким образом, Г.-Т. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В. Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.

Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.

Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.

Новая психология В. Вундта. Но реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.

Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.

Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.

Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.

Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции. Хотя сам этот термин восходит к Сократу, Вундт сумел организовать строго научные эксперименты, основанные на интроспекции.

Из чего же состоит сознание/опыт? Вундт предположил, что одной из форм опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства. Согласно его теории, каждое чувство можно расположить в трехмерном пространстве, образованном следующими измерениями: удовольствие – дискомфорт, напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают элементы сознания/опыта.

В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.

Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной только материальных явлений. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и т.д.

В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ. В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции. Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, в том числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта. Широкая известность привлекла в лабораторию большое количество молодых ученых.

Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей психологических проблем. Дискуссии по поводу его теоретической позиции и применяемых им методов стимулировали появление новых концепций и направлений.

Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Всего через несколько лет после того, как В. Вундт заявил о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка, работавший вне какого-либо университета, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты.

В то время (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) общепринятым методом изучения сознания и памяти было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи пытались установить природу уже сложившихся связей. Герман Эббингауз подошел к проблеме с другой стороны – с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций, и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Эббингауз задался целью установить законы памяти “в чистом виде”, и для этого избрал особый материал. Единицей такого материала стали не слова (они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними.

Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.

В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено, что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее.

Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.

Таким образом, работы Эббингауза, Брайана и Хартера легли в основу нового направления, отличавшегося от структурализма Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и утвердило экспериментальный метод в их исследовании.

Хотя Эббингауз не внес теоретического вклада в психологию и не создал собственной научной школы, он оказал на науку огромное влияние, возможно еще большее, чем В. Вундт. Его научные взгляды и выводы выдержали проверку временем. Его исследования внесли объективность количественных выводов изучение высших психических процессов – одну из центральных тем современной психологии. Многие из сделанных Эббингаузом заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и по сей день.

Лекция 8: ЗООПСИХОЛОГИЯ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, как можно эффективно использовать метод ученого Германа Эббингауз, а именно повторение полученной информации. Немецкий ученый Герман Эббингауз первый вывел формулу эффективного запоминания информации с помощью ее повторения в несколько этапов.

Сразу вспоминается пословица древних греков «Повторение мать ученья».

Ученый проводил опыты касаемо своей памяти. Он брал слоги которые не с чем не ассоциировались (щод, хиб, выб и.т.д.), и тщательно старался их запомнить. Через определенное время он пытался в точности воспроизвести весь список слогов. С помощью своих экспериментов он открыл очень полезные вещи. А именно:

спустя 20 минут забывается 40% информации, спустя час — 50%, день — 70%.

Не тяжело догадаться, что вся наша полученная информацию, которая усвоилась плохо, испаряется, как вода при нагревании, а происходит это по большей части ночью, во время сна, когда организм после тяжелого дня старается отдохнуть и сбросить весь груз ненужной, как ему кажется, информации, накопленной за прошедший день.

Современные психологи рекомендуют повторять информацию, как можно чаще, а именно:

  • Первый этап вы повторяете информацию сразу после того как выучили или усвоили что то.
  • Второй раз через 20 минут после первого повторения.
  • Третий раз через 8 часов после второго повторения.
  • Четвертый раз через 24 часа после третьего повторения.

Такой простой метод позволяет запомнить намного больше информации.

Этот способ обязателен при изучении любого иностранного языка. Ведь как известно, наша память старается избавиться от всего ненужного в кратчайшие сроки. А информацию, которую мы повторяем несколько раз, мозг начинает воспринимать как важную, а важная информация задерживается в нашей памяти намного дольше.

Вспомните школьные годы, — наиболее употребляемые повседневные слова на английском языке запоминались мгновенно. Взять, к примеру, такие слова как: мама, машина, купить, идти, пока и.т.д. Другими словами, сначала информация попадает во временную память и если после этого не повторить ее, то она мгновенно забывается.

Но если использовать метод Эббингауза, мы переносим наш лексический запас из временной памяти в долговременную память. Тем самым увеличивая наш лексический запас, и при первой возможности в разговоре с носителем языка мы без труда вспомним необходимые нам слова или фразы.

Использовать или нет этот метод решать только вам. В свою очередь хочется добавить, занимательный факт. Дети в китайских школах прописывают иероглифы множество раз. Но став взрослыми забывают некоторую часть. Часто можно увидеть как китайцы лезут за телефоном чтобы вспомнить как пишется тот или иной иероглиф. Это еще одно доказательство того, что те иероглифы, который встречаются в повседневной жизни редко, забываются, даже если иероглиф китайский, и ты сам китаец.

Невольно вспоминается и другой пример уже из собственной жизни. Все наверно помнят это непростое школьное время, когда нам нужно было выучить казавшуюся тогда огромную таблицу умножения. У всех наверно были такие цифры, которые просто никак не хотели запоминаться. Лично у меня это был пример 7*8=56. Я до сих пор помню, как родители старались помочь мне заучить этот пример. Они спрашивали меня сколько же будет семь умножить на восемь в самые неожиданные моменты: когда я только просыпался, когда поел, приходил со школы, когда смотрел телевизор, и все это было в течении нескольких дней. С тех пор я навсегда в своей жизни запомнил, что 7 умножить на 8 равняется 56!

Пионером в исследовании памяти человека был немецкий ученый Герман Эббингауз, который первым стал заниматься изучением процессов запоминания и забывания . Эббингауз ставил эксперименты на себе. Основная идея метода заключалась в заучивании бессмысленных списков слов или слогов. Цель, которую ставил перед собой ученый, - изучить образование и сохранение в памяти новых ассоциаций, не связанных с уже существующими (или не зависимых от них). Поэтому он пользовался бессмысленными слогами, считая их свободными от каких-либо смысловых ассоциаций. Эббингауз заучивал списки таких слогов до тех пор, пока не воспроизводил их безошибочно. Спустя некоторое время он делал проверку. Количественной мерой забывания служило число дополнительных повторов, необходимых для восстановления правильного воспроизведения списков. Это позволяло судить, какая часть заученного материала сохранялась в памяти.

Одно из важных открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (из 7 или меньше слогов), то его удается запомнить с одного прочтения. Если список слогов увеличить сверх 7, то время для заучивания резко возрастает. Поэтому 7 элементов, которые можно запомнить сразу, называют объемом кратковременной памяти.

Другое открытие Эббингауза состояло в том, что количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки. Оказалось, что с увеличением этого времени количество забытого материала увеличивается. График на рис. 12.2 показывает, что вначале забывание происходит очень быстро, а затем его скорость убывает медленнее и становится постоянной.

В таких простых экспериментах можно было изучить влияние некоторых факторов, влияющих на характеристики памяти. Например, при меньших скоростях предъявления слогов заучивание происходит быстрее. Легкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду. Число ошибок при воспроизведении средних элементов ряда больше, чем первых или последних (рис. 12.3). Этот феномен называют позиционным эффектом , и он имеет место при рядах любой длины, превышающей объем кратковременной памяти.

В последующих исследованиях возникло много вариантов тестов, которые впервые предложил Эббингауз как метод «запоминания рядов». Например, при изучении памяти часто используют метод парных ассоциаций . В этом случае каждый элемент списка представляет собой комплекс, состоящий из двух частей: например, КНИГА - 7 и т.п. После запоминания таких пар испытуемый должен называть при предъявлении 1-го элемента 2-й элемент пары. Одно из предполагаемых достоинств метода парных ассоциаций состоит в том, что один элемент можно рассматривать одновременно и как стимул (1-я часть), и как реакцию (2-я часть). По мнению некоторых теоретиков, метод «запоминания рядов» дает возможность непосредственно изучать ассоциации между стимулом и реакцией. На самом деле, здесь не все так просто. Испытуемые часто изменяют элементы для облегчения запоминания каким-то свойственным им способом, например элемент КОШКА-M на КОШКА - МЫШКА. В данном случае запоминается совсем не то, что содержится в первоначальной ассоциации КОШКА-М.

Еще один метод - свободное припоминание : испытуемый может воспроизводить элементы в любой последовательности. При свободном припоминании наблюдается позиционный эффект (см. рис. 12.3). К этому феномену мы вернемся позже.

Следующий метод - тест на узнавание . Он отличается от других формой проверки: испытуемому предъявляют слова и просят сказать, узнает ли он их как элементы первоначального ряда. Другими словами, испытуемый не вспоминает весь ряд, а только узнает его. Испытуемый на предъявление каждого следующего элемента должен отвечать «да» или «нет». Другой формой теста на узнавание служит метод вынужденного выбора . Испытуемому предъявляют не один, а одновременно два или несколько элементов. Один из них входит в первоначальный список, а остальные нет. Испытуемый должен определить, какой элемент был в первоначальном списке. Можно одновременно предъявлять два элемента - это будет двухальтернативный выбор, три элемента - трехальтернативный выбор и т.д. Этот тест является одним из вариантов множественного выбора. Иногда все слова предъявляют напечатанными на бумаге, и испытуемый подчеркивает узнаваемые слова. Например, испытуемому, которому ранее предъявляли элемент ДАК-7, можно предъявить при проверке ряд элементов с предложением выбрать один: ДАК-? (5, 8, 7, 1).

Кроме перечисленных, существует множество тестов, которые применяют при исследовании памяти человека. Для более подробного ознакомления с ними можно обратиться к соответствующим руководствам.

Эксперименты Г.Эббингауза состояли в заучивании и воспроизведении бессмысленного материала. В качестве стимульного материала он использовал бессмысленные слоги. Разработал правила построения слогов. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по краям (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо известных слов или фраз. В процессе опыта в состав рядов вводились новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Заучивались ряды слогов через повторное прочитывание их вслух. Они читались под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью, которая регулировалась сначала ударами метронома, а потом звуками карманных часов. Ряд считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Для контроля количества повторений Г.Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских четок, передвигая на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, что соответствовало числу повторений. Проводились предварительные тренировки. Опыты проводились в течение двух лет, в строго определенное время суток. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия прочие оставались неизменными. Г.Эббингауз предложил метод сбережения (экономии) для исследования памяти. Испытуемый повторял ряды бессмысленных слогов, пока не заучивал их безошибочно. Подсчитывалось количество повторений. Затем через определенное время проводилась проверка запомненного материала. После этого испытуемый опять начинал повторять эти же ряды слогов до их безошибочного повторения. Опять подсчитывалось количество повторений. Разность количества повторов, необходимых в первом и во втором случае и являлась показателем «сбережения».

Опыты Г.Эббингауза были направлены на раскрытие зависимости механической памяти от четырёх условий:

Ø от объёма заучиваемого материала, или числа слогов;

Ø от числа сделанных повторений;



Ø от промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;

Ø от способа построения слоговых рядов.

Схема опытов была проста. Г.Эббингауз изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до безошибочного воспроизведения

Результаты опытов Г.Эббингауза следующие :

1.Закон накопления и распределения повторений, позднее назван законом Йоста, отвечает на вопрос: что более эффективно: заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?


Рисунок Эксперимент Йоста

Объяснение закона Йоста : обусловленные упражнением биофизические процессы продолжаются в течение некоторого времени после окончания заучивания. Это приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повторений.

2. Позиционный (краевой) эффект памяти возникает, когда запоминаемая информация по объёму превышает объем кратковременной памяти. Позиционные эффекты (или эффекты края) – это различия в вероятности правильного воспроизведения элементов, находящихся в разных позициях запоминаемого списка элементов при его свободном воспроизведении. Обнаруживаются два вида позиционных эффектов – эффект первичности (primacy) и эффект недавности (recency). Первичность – это более успешное воспроизведение элементов, находящихся в начале списка. «Первичность» связывают с более надежным хранением информации в долговременной памяти, в которую первые элементы попадают из кратковременной памяти в результате проговаривания. «Недавность» – это более успешное воспроизведение элементов из конца списка. Элементы в конце списка попадают в кратковременную память непосредственно перед моментом воспроизведения и не успевают распасться в силу угасания или действия интерференции.



3. «Кривая забывания» показывает, что около половины запоминаемого материала забывается через полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго. Эта кривая, наряду с «кривой заучивания», в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков.

Рисунок Кривая забывания

4. Влияние установки на запоминание. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. Но оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Г.Эббингауз показал: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

5.Эффект «затаптывания следов » обнаруживается при запоминании большого объема различной информации. Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается.

Загрузка...