Портал садовода - Vsetsvetet

Презентация на тему "николаевская россия". Презентация по истории "Социально-экономическое развитие России при Николае I" Презентация экономическая и социальная политика николая 1

Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая / (1825-1855) Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 2

Слайд 3

Увлечения: военно-инженерное дело прусские военные уставы Отвергал: идеи либерализма конституцию духовную сторону жизни Характеристика: Милитаристские взгляды В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и покорность. жестоко преследовал любую крамолу в России и за рубежом, Прозвище: «жандарм Европы», «Палкин»

Слайд 4

Важнейшее направление внутренней политики: централизация власти. Вехи внутренней политики: твёрдо пресекал попытки изменить существующий строй 1826 год – создано Третье отделение, секретная служба, обладавшая значительными полномочиями, Третье отделение возглавил А. Х. Бенкендорф, ставший одним из символов эпохи, а по его смерти (1844 год) - А. Ф. Орлов. В 1826 году цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». подавление Польского восстания 1830-1831 Политика Николая I была противоречивой и двойственной: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой осознание необходимости уступок "духу времени". А.А. Х.Ф. Бенкендорф Орлов

Слайд 5

Во избежание "умственного брожения" в обществе один за другим закрывают журналы прогрессивной ориентации: "Литературную газету" А. А. Дельвига "Московский телеграф" Н. А. Полевого, Европеец" П. В. Киреевского, А. А. Дельвиг "Телескоп" Н. И. Надеждина Об открытии же новых изданий не идет и речи. Так, на ходатайство "западника" Т. Н. Грановского о разрешении журнала "Московское обозрение" летом 1844 года Николай I ответил коротко и ясно: "И без нового довольно". П. В. Киреевский

Слайд 6

Крестьянский вопрос при Николае I: 1. был введён запрет ссылать на каторгу крестьян 2. был введён запрет продавать их поодиночке и без земли 3. крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. 4. Был подписан «указ об обязанных крестьянах» 5. Была проведена реформа управления государственной деревней: 1. 2. 3. Были созданы приходские училища (т. н. «киселёвские школы»). Распространялись посевы картофеля, вводилась общественная запашка. порядок выхода крестьян из крепостной зависимости по добровольному соглашению с помещиком. П.Д. Киселев Меры носили запоздалый характер и в освобождение крестьян при жизни императора так и не вылились.

Слайд 7

Образование при Николае I: Теория «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. По школьному уставу 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян

Слайд 8

Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Чаадаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философических писем» в котором излагались основные положения всего цикла Чаадаев едко критиковал всю предшествующую историю России, крайне пессимистически оценивал её настоящее и будущее Он заявлял, что все беды России от её отлученности от всемирного воспитания человеческого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт.

Слайд 9

По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен медико-полицейский надзор. А теория «официальной народности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.

Слайд 10

Для укрепления существующего порядка под руководством М.М. Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г.) во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии были подготовлены: В 1830 г «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 гг. В 1833 г «Свод законов Российской империи» "Извлечение из хаоса законов" стояло на первом месте ещё со времен Петра, но лишь в правление Николая I кодификация установлений почти за 300 лет завершилась изданием Полного Собрания законов в 48 томах, способствуя не только основанием власти, но и развитию правосознания в стране. "Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права" заявлял Николай I.

Слайд 11

Реформы Е.Ф. Канкрина К 1825 году внешний долг России достиг 102 млн рублей серебром Министр финансов Канкрин: Ограничивал государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839- 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменять на серебро. Сохранялась пропорция между количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил финансовое положение страны.

Слайд 12

Государство и церковь При Николае I усилился оберпрокурорский надзор за ходом церковных дел обер-прокурор получил министерские полномочия. Исключительно влиятельным оберпрокурором николаевской эпохи был гр. Н.А.Протасов (1836-1855), сторонник моноконфессионального государства, отрицательно относившийся к политике широкой веротерпимости При Николае I возобновляются гонения на староверов.

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • дать общее представление о личности и эпохи Николая1, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охарактеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;
  • формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.
  • формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.

Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.

План урока:

  1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
  2. Мотивация.
  3. Характеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.
  4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.
  5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.
  6. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).

(Приложение №1)

2. Мотивация.

Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 характеризуют время его правления:

“Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.

3. Характеристика личности Николая 1.Работа с документами.

(Приложение №2)

Вопросы к документам:

  • Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1.
  • Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России?
  • Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  • Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
  • Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра1.
  • Подведение итогов.

4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая 1”.

Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.

Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая1. Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65

Дата. Автор. Реформа. Содержание реформы. Значение

5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.

Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?

Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.

  • Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
  • Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
  • Что такое модернизация?

Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.

С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?

Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.

6. Подведение итогов урока.

Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1?

Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.

Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?

Используемая литература:

  1. Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, “Просвещение” 2003.
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, “Проспект”.2006

Приложение №1

Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант

1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:

  • а) Государственному совету
  • б) императору
  • в) Сенату
  • г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

  • а) “Негласный комитет”
  • б) “Непременный комитет”
  • в) “Избранный совет”
  • г) “Комитет министров”

3. Годы правления Александра I:

  • а)1800-1812
  • б)1801-1825
  • в)1801-1820
  • г)1800-1825

4. “Армией двунадесяти языков” называли:

  • а) армию М. И. Кутузова
  • б) войска антифранцузской коалиции
  • в) армию Наполеона
  • г) армию Александра I

5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:

  • а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
  • б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
  • в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
  • г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

6. Целью создания “военных поселений” было:

  • а) развитие торговли и промышленности
  • б) облегчение положения старослужащих солдат
  • в) сокращение офицерского состава
  • г) сокращение средств на содержание армии

7. Поводом к выступлению декабристов послужила:

  • а) смерть Александра I
  • б) избрание на царство Николая I
  • в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
  • г) отказ от престола Константина Павловича

8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:

  • а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
  • б) Наполеон направил основные силы на Петербург
  • в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
  • г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
  • а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
  • б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
  • в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
  • г) 1804 г. 4) учреждение министерств

а) а-3 б) б-2 в) в-1 г) г-4

10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?

Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.

Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

  • а) мануфактурному производству
  • б) промышленности
  • в) сельскому хозяйству
  • г) торговле.

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

  • а) коллегии
  • б) министерства
  • в) департаменты
  • г) комитеты

3. Бородинское сражение произошло:

  • а) 12 июня 1812 г.
  • б) 14 декабря 1825 г.
  • в) 26 августа 1812 г.
  • г) 13 июля 1826 г

4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества

  • а) “Соборное уложение”
  • б) “Жалованная грамота дворянству”
  • в) указ “о вольных хлебопашцах”
  • г) “Уставная грамота Российской империи”

5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип:

  • а) централизации власти
  • б) разделения властей
  • в) сохранения самодержавного правления
  • г) демократии

6. Членами “Священного союза” являлись:

  • а) Австрия, Пруссия
  • б) Франция, Австрия
  • в) Англия, Турция
  • г) Россия, Италия

7. Восстание декабристов произошло:

  • а) 1 декабря 1825 г.
  • б) 14 декабря 1825г.
  • в) 31 декабря 1825 г.
  • г) 14 декабря 1826г.

8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:

  • а) укрепление господства Франции
  • б) проникновение России на Кавказ
  • в) отмена крепостничества в Прибалтике
  • г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции

9. Укажите верное соответствие:

  • а) а-4
  • б) б-1
  • в) в-2
  • г) г-3

10. Назовите документ:

“Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем... к министру внутренних дел для рассмотрения...”

Вариант 1 Вариант 2
1.б 1. б
2. а 2. в
3.б 3. в
4. в 4. в
5. в 5. б
6. г 6. а
7. а 7. б
8. г 8. а
9. в 9. б
10. Екатерина II 10. “Указ о вольных хлебопашцах”

Приложение №2

Изречения Николая I:

“Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив”

“В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ”.

“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.

“Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.

Из писем Николая I:

“Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один

ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”

Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:

“Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных”

Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.

О Николае I:

С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.

“Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”

А.Е. Пресняков “время Николая1 – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

МБОУ «Кусемская ООШ», Дюсенбина Слу Садвалетовна, учитель истории, 1кв.категория

УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ

Тема: Экономическое развитие России при Николае I

Цели урока : знакомство с особенностями социально-экономического развития России во второй четверти XIX века

Задачи урока:

На основании фактов истории сформировать представление о начале промышленного переворота в России; определить причины замедления процессов модернизации во всех сферах экономики; дать возможность осознать негативное значение крепостного права на развитие российского общества;

Совершенствование умений работы с картой, историческими источниками, анализировать и делать выводы на основании таблиц и диаграмм; усилить внимание к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

Формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Оборудование:

Учебник А.Н.Боханова «История России XIX века» § 13.

Учебная карта «Россия в первой половине XIX века»

Текст-задание, документы

Слайд-презентация «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века»

I.Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.

Я хочу начать сегодняшний урок стихотворными строками. Ваша задача: определить, когда могли происходить описываемые события, о каком новом явлении в них идет речь.

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.


Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.


Он-то согнал сюда массы народные.

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.


Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Слышишь ты пение?..."В ночь эту лунную,

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.


Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Заслушиваются ответы уч-ся;

II.Актуализация знаний

Эти строки взяты из стихотворения «Железная дорога» Николая Алексеевича Некрасова.

О каком новом явлении в жизни российского общества идет речь в данном произведении?

К какой общественной сфере относится это новшество? Давайте, попробуем определить тему сегодняшнего занятия (записать на доске и тетрадях).


  • Из каких отраслей состоит экономика? (торговля, промышленность, с\х)

  • Что нам известно об уровне развития российской экономики начала XIX в.?

  • Таким образом, рассматривая экономическое развитие России во второй четверти XIX века, какие конкретные задачи мы должны с вами решить?
III. Изучение нового материала.

1.Противоречия сельскохозяйственного развития.

а) Основу экономики по-прежнему составляло с/х.

-работа с учебником, с72, первый абзац, выполнить задание в ТПО, с

Из каких основных групп состояло российское крестьянство, в чем была разница между ними?

Какие меры государство предпринимало по упорядочиванию положения крестьянства при Николае I?

б) Работа с документом (лист1)

Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу? Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи?

Ни помещики, не крестьяне уже не могли обойтись без промышленных товаров; чтобы купить что-то необходимое (одежду, обувь) нужны деньги. Доходность большинства помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталости техники оставалась низкой, - Почему?

Вопрос: Где помещики могли взять деньги? Какие повинности выполняли крепостные крестьяне?

Вопрос:

Вопрос: Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?

Большинство помещиков вело хозяйство по-старому. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение барщины и оброка. А это разоряло крестьянское хозяйство, подрывало экономические основы крепостничества.

Некоторые помещики пытались вести хозяйство по-новому: выписывали заграничные машины, внедряли передовые приемы обработки земли, разводили породистый скот, удобрение. В некоторых губерниях использовали вольнонаемный труд, дававший большую отдачу. Не хватало свободных рабочих рук. Были и другие черты капитализма в развитии с/х.

Вопрос: Где крестьяне могли взять деньги?

Вопрос: Кто вспомнит, что это за черты (какие еще черты капитализма в с/х вам известны?). Некоторые капиталистые крестьяне отпускались на свободу за большие деньги и заводили свои фабрики. Так были основаны предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных, Бахрушиных.

2.Начало промышленного переворота

Итак, мы выяснили в общем в чем проявлялся кризис крепостнической системы, а теперь о появлении нового в экономике России поговорим поподробнее.

1)Беседа:

1) Что такое капитализм?

2) Когда в России зародились первые капиталист. отношения?

Дальнейшее развитие капитализма привело к началу промышленного переворота.

3) Что такое промышленный переворот?

4) Где и когда начался промышленный переворот?

5) Пром. переворот имеет 2 стороны. Какие?

6) Какие условия необходимы для осуществления промышленного переворота?

7) Что свидетельствует о завершении промышленного переворота?

2)работа с учебником:

В какой отрасли начался промышленный переворот? Какие трудности препятствовали развитию текстильной промышленности

3)работа с документами (лист2) Задание: проанализируйте фрагмент первого и второго документов и ответьте на вопрос «Как изменяется число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих».

В 30-40-х г. – начало промышленного переворота. Особенность промышленного переворота в России заключается в том, что он начался в 20-30-х г. XIX века – позже, чем в Европе, сохранялись феодальные пережитки, и до 1861 г. промышленный переворот проявлялся лишь в технической стороне – переходу к машинному производству, а общественная сторона – появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. На Российских предприятиях довольно долго использовался труд крестьян-отходников.

Вопрос: Выгодно ли было использовать на предприятиях труд крестьян-отходников?

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности, где к 50-м годам паровыми двигателями приводилось в действие более 1,6 млн. веретен. В металлургии начали проявляться прокатные станки.

С середины 30-х годов началось железнодорожное строительство.

Работа с картой.

3.Первые железные дороги - сообщение Жангазиевой А.

IV.Закрепление нового материала

Мы выяснили, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Для того, чтобы проверить как вы это поняли выполним следующее задание . Перед вами на столе лежит текст, в котором пропущены слова. Вам надо в тексте вставить пропущенные слова.

Проверим выполненное задание. Взаимопроверка по слайду.

V.Рефлексия

Итак: феодально-крепостническая система в первой половине XIX века вступает в стадию разложения. Сохраняются феодальные пережитки, но появляются элементы капиталистической системы. При НиколаеI происходит дальнейший кризис феодально-крепостнической системы.

Но кризис не означал экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, в 30 – 50-х годах были временем постоянного поступательного развития и промышленности и с/х.

Давайте попытаемся дать оценку социально-экономическому развитию России 20-50-х годов XIX века в виде рисунка, этот прием называется « фишбоун» («рыбная кость»): голова- проблема, верхний ряд костей – новые черты, нижний – феодальные черты, хвостовая часть – вывод.

Итоги экономического развития России при Николае I

VI .Домашнее задание : &13, кроссворд по желанию

Приложение Документ №1

Указ об обязанных крестьянах. 1842 г.

Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо … предоставить тем помещикам, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежавшие им полное право вотчинной собственностью на землю, со всеми ее угодьями и богатствами…, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности…:


  1. повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.

  2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.
Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу? Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим

Приложение Документ №2

Из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847 г.

…Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а время убить. На господина работает он три дня и на себя также 3 дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость…

Из работы наемного управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837 г.

В летнее время после половины дня на отдых полагается два, а в зимнее - полтора часа.

В работах разного рода, а тем более полевых, назначать уроки умеренные, от чего исправные скорее отделаются, а ленивые и в свои дни должны будут работать на господских полях.

Управляющему имением для успешного хода работ необходимо чаще смотреть на работников иногда из леса, из-под горы, вообще издали и стараться застать их врасплох...

Вопрос: о чем свидетельствует такое отношение крепостного крестьянина к работе на помещика? Может ли такое ведение хозяйства быть эффективным?

Приложение. Дополни текст.

«Российская империя была __________ страной, т. к. большую часть

населения составляли ________ . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостнчиеская система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______ , а работали _____ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________ . За пользование землей крестьяне несли повинность: платили____ и отрабатывали________.

В это время происходит районная специализация с/х. Появляются крестьяне_____, временно на заработки в город или на с/х работы. Отходничество было развито в _____ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _____.

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ___ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в ситуацию разложения, и появляются элементы капиталистической системы ______, ________ , которые свидетельствует о разложении феодализма.

(Ответы: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк, капиталистические, отходничество, расслоение.)

Текст.

«Российская империя была сельскохозяйственной страной, т. к. большую часть населения составляли крестьяне . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись помещики , а работали крепостные крестьяне, находившиеся в полной собственности помещиков . За пользование землей крестьяне несли повинность: платили оброк и отрабатывали_барщину .

В это время происходит районная специализация с/х. Появляются крестьяне-отходники , временно на заработки в город или на с/х работы. Отходничество было развито в нечерноземных губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был оброк .

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые капиталистые крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в ситуацию разложения, и появляются элементы капиталистической системы, которые свидетельствует о разложении феодализма

Сообщение: Из истории российских железных дорог

Железные дороги крайне необходимы России... Они, можно сказать, выдуманы для неё более чем для какой-либо другой страны Европы... Климат России и её пространства соделывают их особенно драгоценными для нашего отечества.

П.П. Мельников

История отечественных железных дорог уходит в XVIII век. На Александровском пушечном заводе в 1788 г. была построена первая чугунная дорога. В последующие годы была введена в эксплуатацию дорога на сереброплавильном заводе на Алтае (1806). Возникла первая рельсовая дорога с паровой тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых (1834).

Первые паровозы в России были построены русскими механиками и изобретателями, отцом и сыном Черепановыми - Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем, работавшими на Нижнетагильских заводах и бывшими крепостными Демидовых. Черепановы занимались самообразованием, посещали заводы Петербурга и Москвы. За изобретательскую деятельность Мирону Черепанову и его жене в 1833 г. была дана вольная. Ефиму Черепанову и его жене вольная была дана в 1836 г.

Черепановыми было создано около 20 различных паровых машин, работавших на нижнетагильских заводах.

В 1834 г. они построили первый русский паровоз, а в 1835 г. - второй, более мощный. Но вскоре Черепановы вынуждены были прекратить свои опыты. Хозяева предпочли дешёвый гужевой транспорт.

Не получила поддержки и попытка наладить производство паровозов на Пожевском заводе Всеволожских, хотя построенный там в 1839 г. паровоз «Пермяк» был даже послан на выставку в Петербург.

Рельсовый транспорт в качестве подсобного механизма применялся в основном в горно-металлургическом производстве. Необходимость железных дорог для экономического развития страны ещё не была осознана на государственном уровне.

В то время как за рубежом первые участки железных дорог общего пользования уже вводились в эксплуатацию, ведомство путей сообщения России, рассмотрев в 1826 г. вопрос о строительстве железных дорог общего назначения, сочло его экономически невыгодным.

Однако преимущества железных дорог, построенных в Англии в 1825-1830 гг. и приносящих значительные прибыли, а также запуск в 1829 г. паровоза Стефенсона всё же произвели впечатление на российского императора.

15 апреля 1836 г. был опубликован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги - исключительно в виде опыта, целью которого было испробовать, насколько наш климат допускает возможность сооружать в стране рельсовые пути.

30 октября 1837 г. дорога между Петербургом и Царским селом была официально открыта, а через полгода ввели в эксплуатацию участок дороги между Царским селом и Павловском.

Современники так описывали Царскосельскую дорогу: «Вот идёт паровоз с трубой, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 вёрст. От Царского до Павловска 5 вёрст пробегает ровно в 7 с половиной минут.

К машине приделана труба другого рода, в неё, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей.

Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины, шарабаны, широкие крытые повозки с шестью рядами скамеек на пять человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов».

Первая российская дорога длиною в 25 вёрст, шириной колеи в 0,857 саженей (182,85 см) была построена за год и восемь месяцев. Специально образованное акционерное Общество Царскосельской железной дороги израсходовало на её сооружение 5 млн. рублей ассигнациями.

Она понравилась столичным жителям. В газетах появились восторженные отзывы о паровозах, которые « ходили при восемнадцати градусах мороза, в бурю, дождь и ужасную метель», отмечалось, что, кроме пассажиров, «перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой лес и разные экипажи».Однако против сторительства железных дорог выступил главноуправляющий путями сообщения П.А.Клейнмихель. Он считал, что в России строительство железных дорог вызовет ускоренное развитие промышленности, а это «скорее зло, нежели благодеяние».Перевозка пассажиров по железной дороге, -говорил он,- есть самое демократическое учреждение, какое только можно было придумать для преобразования государства».

Решительный поворот в железнодорожной политике произошёл спустя несколько лет. Вернувшиеся из Америки инженеры П.П.Мельников и Н.О.Крафт подготовили обстоятельный доклад, содержавший информацию об иностранных железных дорогах.

Особое внимание обращалось на экономическую значимость и культурную полезность железных дорог. Тем более что в условиях происходившего в России в те годы промышленного переворота совершенствование средств транспорта позволяло более оперативно решать многие хозяйственные вопросы.

Железнодорожный транспорт отличался быстротой движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными.

1 февраля 1842 г. император подписал указ, в соответствии с которым предполагалось начать строительство Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Инициатором строительства этой первостепенной магистрали на сей раз выступило правительство, возложившее на казну финансирование этого предприятия.

При этом Николай I не препятствовал подробному изучению и рассмотрению правительственным органами предложений частных предпринимателей о строительстве тех или иных рельсовых путей.

11 августа 1842 г. был образован Департамент железных дорог, в котором сосредоточились все распоряжения о постройке новой линии, а впоследствии и других рельсовых путей.

Строительство дороги началось летом 1843 г. на основе проекта П.П.Мельникова, Н.О.Крафта и А.Д.Готмана. Дорога была задумана как двухколесный путь по кратчайшему направлению длиной около 604 верст. Первоначально определённая сумма, отведённая на строительство, составляла 43 млн. рублей серебром.

Трасса была построена за восемь с половиной лет и обошлась казне в 66млн. 850 тыс. рублей серебром, что оказалось дешевле многих иностранных железных дорог. Относительная дешевизна строительства достигалась за счёт нестандартных инженерных решений, массового использования крепостного труда, применения специализации и поточного метода производства работ.

В процессе проектирования и сооружения дороги определились и параметры, которые в дальнейшем учитывались в железнодорожном строительстве. Так, ширина колеи в 1524 мм стала общегосударственной на сети железных дорог - вплоть до нашего времени. Кроме того были разработаны основы размещения станций и т.д.

Сооружением вокзалов по предписанию Николая I занимались не инженеры, а архитекторы. Для этого пригласили двух известных зодчих - К.А.Тона и Р.А.Желязевича.

К.А.Тон проектировал главные здания вокзалов на магистрали - Московский и Петербургский. Они были завершены в 1851-1852 гг.

Официальное открытие крупнейшей в Европе двухпутной дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Газета «Северная пчела» восторженно писала об отправлении в 11 часов 15 минут первого «общенародного поезда», который через 21 час 45 минут благополучно прибыл в Москву.

Дорога носила название Санкт-Петербурго-Московская, а после кончины императора Николая I, в 1855 г., была переименована в Николаевскую.

Дорога работает исправно по сегодняшний день вот уже более 160 лет.

Направления внутренней политики Николая I. Решение крестьянского вопроса. Теория "официальной народности" как главная идеология самодержавия. Издание Полного Собрания законов. Реформы Е.Ф. Канкрина. Обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел.

Подобные документы

    Характеристика основных направлений внутренней и внешней политики Николая I. Изучение социально-экономического развития России в первой половине XIX в. Западники и славянофилы - два течения российского либерализма. Анализ социалистической идеологии.

    контрольная работа, добавлен 01.04.2010

    Династический кризис 1825 года. Следствие и суд над декабристами. Борьба с революционным движением. Основные меры по укреплению государственного управления. Политика в области образования и культуры. Основные направления внутренней политики Николая I.

    презентация, добавлен 11.03.2015

    Идеология как форма общественного сознания. Политическая концепция Николая Михайловича Карамзина. Политические взгляды карамзинистов - членов общества "Арзамас". Составные части теории официальной народности: православие, самодержавие, народность.

    курсовая работа, добавлен 20.06.2011

    Социально-экономическое развитие в России в 1-й половине XIX века. Определяющая роль христианства в модели демографического поведения. Приоритеты внутренней политики в систематизации законов и отмене крепостного права. Помещичьи и удельные крестьяне.

    лекция, добавлен 19.12.2009

    Истоки правления царя Николая II. Попытки уступок министру П.Д. Святополк-Мирского. Взгляды на перспективы развития России министра финансов С.Ю. Витте и министра внутренних дел В.К. фон Плеве. Внутренняя политика, проекты решения крестьянского вопроса.

    контрольная работа, добавлен 01.12.2011

    Вступление Николая I на престол, наиболее важные моменты его правления. Особенности внутренней и внешней политики Николая I. Декабристы как борцы против крепостного права и самодержавия. Роль декабристов в истории общественного движения в России.

    реферат, добавлен 24.11.2014

    Краткая биография Николая I, характеристика его личности. Основные направления внутренней политики: борьба с революционным движением. Меры по укреплению государственного управления, финансовая реформа. Политика в области образования, крестьянский вопрос.

    презентация, добавлен 18.03.2013

    Государственная идеология эпохи Николая I. Теория "официальной народности". Западничество и славянофильство как две основные общественно-политические идеи николаевской эпохи. Становление социалистических и демократических идей в русском обществе.

    контрольная работа, добавлен 25.04.2015

    Первая половина XIX столетия - период кризиса феодально-крепостнических отношений в экономике России. Социально-экономическое развитие страны. Внутренняя политика Александра I и Николая I. Главные идеологи самодержавия, государственные преобразования.

    реферат, добавлен 17.12.2011

    Особенности развития Российской империи в первой половине XIX в. Теория официальной народности и ее содержание. Уваровская триада и ее содержание. Взгляды С.С. Уварова. Православие, Самодержавие, Народность в культурной политике императора Николая I.

Слайд 2

Цели урока

  1. Знакомство с особенностями социально-экономического развития россии в начале xix века.
  2. Совершенствование умений работы с картой, историческими источниками, анализировать и делать выводы на основании таблиц и диаграмм.
  3. Усилить внимание к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Слайд 3

    План урока

    1. Территория России в первой половине XIX века.
    2. Состав населения.
    3. Социальная структура российского общества.
    4. Экономическое развитие России в первой половине XIX века.
  • Слайд 4

    Россия к середине XIX в.- континентальная страна, 6-я часть суши

  • Слайд 5

    Задание

    В первой половине XIX в. Население России увеличилось с 45 млн. чел. В 1815 г. до 69 млн. в 1851 г..Составьте схему роста населения России в первой половине XIX в. Во сколько раз увеличилось население России.

    Слайд 6

    Верования народов Российской империи

  • Слайд 7

    Сословия России в начале XIX В.

    • Привилегированное сословие владело землей и крепостными крестьянами, занимало гос. должности, освобождено от обязательной службы. Право на самоуправление. были- потомственными и личными.
    • Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Черное- монахи,Белое духовенство.
    • Привилегированное сословие; имели право вести торговлю.Купцы 1-й гильдии- крупную внутреннюю и внешнюю. 2-й гильдии- крупную внутреннюю 3-й гильдии- мелкую торговлю.
    • Непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность.
    • Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие; делилось на государственных (19 млн.) удельных (1,7 млн.), крепостных (23,1 млн.).
    • Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением.
  • Слайд 8

    Экономическое развитие России в 1-й половине XIX в.

    В чем проявился кризис феодально - крепостнического строя и что говорит о зарождении и развитии в России капиталистических отношений?

    Слайд 9

    Промышленность

    • Увеличение числа предприятий и изменение характера труда на них
    • Вывод: в первой половине 19 в. Промышленность, основанная на крепостном труде, находилась в кризисе.
  • Слайд 10

    Классификация мануфактур с разделением их по владельцам и характеру труда на них

    Слайд 11

    • В первой половине XIX в. в России продолжался рост мелкотоварного ремесла, развитие крестьянских промыслов.
    • Ремесло постепенно меняло свой характер. Теперь ремесленники были тесно связаны с мануфактурами, а позднее и с фабриками, что позволяет говорить о его капиталистическом характере.
    • Капиталистическое производство в россии не развивалось, потому что существовало крепостное право и на мануфактурах применялся подневольный труд, который не был эффективный.
  • Слайд 12

    Промышленный переворот

    В 30-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Его развитие сдерживалось слабым развитием кредита (создание частных кредитных банков запрещалось, а казенные банки кредитовали в первую очередь дворян под залог имений), практическим отсутствием рынка свободной рабочей силы.

    Слайд 13

    Сельское хозяйство

  • Слайд 14

    Экстенсивный путь развития

    • Прирост продукции происходил только за счет расширения площади посевов (за 1-й пол. XIX в. Посевные площади увеличились в 1,5 р.)
    • Формирование самостоятельных хозяйственных районов способствовала развитию товарно-денежных отношений в стране.
    • «Капиталистые» крестьяне, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, промышленным производством (морозовы, бахрушины и др.)
  • Слайд 15

    Работа с документами

    • 1 группа. Из указа Николая I об «обязанных» крестьянах.
    • 2 группа. Из работы наемного управляющего у.карповича о крестьянских работах.
    • 3-4 группы. Из статьи помещика а. И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847 г.

    Ответьте на вопросы к документам на стр.70

    Слайд 16

    Города, торговля, пути сообщения

    Протекционизм

    • Политика покровительства отечественным купцам и производителям, ограждение их от иностранной конкуренции.

    Меркантилизм

    • Политика накопления денег в стране. Повышение экспорта над импортом или путем прямого запрета вывозить деньги из страны.

    Какие товары составляли импорт и экспорт в России?

    Слайд 17

    Внешняя торговля

    • За годы правления Нниколая I ежегодные обороты увеличились
    • С 67 млн. руб. серебром до 94 млн. Руб.
    • Увеличивался размер поставляемых в россию машин и промышленного оборудования.
    • Сокращался вывоз из России металла и льняных изделий.
    • Увеличивался объем вывоза хлеба.
  • Слайд 18

    Российские ярмарки

  • Слайд 19

    Как изменился торговый оборот нижегородской ярмарки?

  • Слайд 20

    Водные каналы в России в начале XIX в.

  • Слайд 21

    Увеличение протяженности шоссейных дорог

    • В первой половине XIX в. начали строить шоссейные дороги.
    • С 367 верст они увеличились до 8515 верст.
  • Слайд 22

    Железнодорожное строительство в первой половине XIX в.

    СООТВЕТСТВОВАЛА ЛИ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ?

    Слайд 23

    Вывод

    • В России также как и в других странах, распространяются капиталистические формы хозяйства.
    • Растущее отставание России от ведущих мировых держав указывало на острую необходимость социально-политических изменений в стране.
    • Промышленный переворот, на фоне которого развивалась экономика в первой половине XIX века, делал очевидной тормозящую роль крепостного права для дальнейшего развития страны.
  • Слайд 24

    Характерные черты

  • Слайд 25

    Проверь себя

    • Промышленный переворот. Переход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике.
    • Капиталистые крестьяне. Богатые крестьяне, имеющие крупный капитал
    • Месячина. Разновидность барщины. Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле
    • Посессионные предприятия. Предприятия, построенные частным лицом при поддержке государства.
    • Буржуазия. Владельцы капиталистических предприятий, мануфактур, эксплуатирующих труд наемных рабочих.
    • Пролетариат. Класс наемных работников, лишенных средств производства, продающих свою рабочую силу.
  • Слайд 26

    Домашнее задание

    Написать эссе на тему: «Итоги социально-экономического развития России в первой половине XIX века».

    Слайд 27

    Словарь

    • Посессионные предприятия. Предприятия, построенные частным лицом при поддержке государства. Государство давало владельцам землю, рудники, крестьян (посессионных)
    • Месячина. Разновидность барщины. Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле. За это он выдавал им месячное содержание продовольствием и одеждой.
  • Слайд 28

    • Промышленный переворот. Переход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью.
    • Кредит. Отношения возникающие при передаче одним лицом денежных средств или иных ценностей другом лицу, с обязательством возвратить их через определенный срок с вознаграждением кредитора (процентами).
  • Слайд 29

    • Капиталистые крестьяне. Богатые крестьяне, имеющие крупный капитал.
    • Вотчинная мануфактура. В России XVIII – первой половине XIXв. Мануфактура, создаваемая помещиком, эксплуатирующим труд крепостных рабочих и, как правило, собственное сельскохозяйственное сырье. Особое развитие получила в полотняной промышленности и винокурении.
    • Сословие. Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями
  • Слайд 30

    • Капитализм-общественно – экономический строй,основанный на частной собственности буржуазии на средства производства(заводы, машины, оборудование) и на эксплуатации наемного труда.
    • Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и на ручной ремесленной техники.
    • Буржуазия- владельцы капиталистических предприятий, мануфактур, эксплуатирующих труд наемных рабочих.
    • Пролетариат - класс наемных работников, лишенных средств производства, продающих свою рабочую силу и эксплуатируемых буржуазией.
    • Фабрика. Крупное предприятие, основанное на применении машин и разделения труда.
  • Слайд 31

    Задание

    • Из конторского документа имений М.С. Воронцова: «Богатые крестьяне Яков Бочков и Никонов арендовали у помещика в 1828 г. Для пастбища овец земли на 2400 руб., крестьяне Гаврила Бельмесов и Семериков тоже арендовали для пастбищ овец на 1600 руб.они же занимались скупкой и продажей земли».
    • Из описания имения Спасское помещиков Гагариных: «Зажиточные крестьяне за аренду 33 мельниц платили 23400 руб.В 1856 г. Некоторые крестьяне имения содержали 22 ткацких заведения, по 7-13 станков в каждом».

    О каких явлениях в жизни помещичьих и крестьянских хозяйств свидетельствуют документы?

    Посмотреть все слайды

  • Загрузка...