Портал садовода - Vsetsvetet

Характеристика индивидуальных особенностей памяти и. Индивидуальные особенности памяти школьника и их проявление в процессе обучения. Что же влияет на запоминание

Многообразие видов и процессов памяти человека таковы, что практически невозможно найти даже двух людей с совершенно одинаковой памятью. У каждого человека память по-своему оригинальна, несмотря на то что существуют общие законы, виды и процессы памяти, одинаковые для всех или большинства людей. Память людей может различаться по многим качественным и количественным характеристикам. Качественные признаки индивидуальных различий, связанных с памятью, могут быть следующими:

  • 1) преобладание у человека того или иного вида памяти;
  • 2) доминирование определенного процесса памяти (его более высокая продуктивность, чем продуктивность других процессов памяти);
  • 3) набор характерных для данного человека мнемотехнических средств, к использованию которых он чаще всего обращается;
  • 4) своеобразие употребления человеком разных мнемотехнических средств;
  • 5) зависимость памяти от индивидуальных особенностей данного человека.

По первому признаку люди отличаются друг от друга тем, какие виды памяти являются у них более или менее продуктивными, быстрыми и точными. Индивидуальные различия по второму из указанных признаков могут проявляться в продуктивности, скорости или точности соответствующих процессов памяти. У каждого человека имеется, кроме того, свой индивидуально своеобразный, зачастую уникальный набор мнемотехнических средств, которыми он предпочитает пользоваться для поддержания на должном уровне и совершенствования своей памяти. Что касается пятого, последнего, преимущественно качественного признака, то по нему индивидуальные особенности памяти могут проявляться в том, что у разных людей их память может оказаться по-разному связанной с другими психическими процессами и свойствами личности. Так, у одних людей - тех, чья психика в целом находится на сравнительно низком уровне развития, память может функционировать относительно независимо от остальных познавательных процессов. У других людей, чей общий уровень психического развития является достаточно высоким, память может быть тесным образом связанной с другими психическими процессами, например с мышлением и речью. У одних людей их эмоциональные состояния могут мало влиять на память, а у других такое влияние может оказаться достаточно заметным. Особенности воли, темперамента, характера, способностей разных людей также могут по-разному проявляться в индивидуальном своеобразии их памяти.

К количественным признакам, характеризующим индивидуальные различия людей по памяти, можно отнести скорость мнемических процессов, прочность запоминания или длительность сохранения запомненного материала, а также точность его припоминания и объем памяти. Одни люди быстрее, чем другие, запоминают или припоминают материал. Это может зависеть от значимости для них соответствующего материала, а также от их темперамента или характера. На скорость запоминания могут повлиять способности людей: более способные индивиды смогут быстрее отыскать эффективные приемы запоминания сложного материала, чем менее способные индивиды. По прочности или длительности сохранения запомненного материала люди делятся на тех, кто хранит однажды запомненное в течение длительного срока, и на тех, кто сравнительно быстро его забывает. Забывание в свою очередь может происходить по разным причинам, и эти причины у разных людей также могут существенно отличаться.

Имеются большие индивидуальные различия по точности припоминания или воспроизведения человеком запомненного материала. Одни люди предпочитают воспроизводить его буквально, с максимальной степенью близости к оригиналу; другие склонны фантазировать и привносить в припоминаемый ими материал многое от себя - такое, чего в нем изначально не было.

Что касается индивидуальных различий по объему памяти, то они могут проявляться в следующем. Во-первых, у разных людей может отличаться объем кратковременной памяти, который, как известно, варьируется в широких пределах, от 5 до 9 единиц. Во-вторых, могут наблюдаться индивидуальные различия по объему оперативной памяти, т.е. по количеству информации, которое люди могут удерживать в своей памяти, решая какую-либо конкретную задачу. В-третьих, условно можно говорить и об индивидуальных различиях в объеме долговременной памяти, если иметь в виду общее количество разнообразных сведений, которые разные люди хранят в своей долговременной памяти . К примеру, эрудиты, участвующие в телевизионных шоу или конкурсах типа «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером?» или в других, связанных с соревнованиями в знаниях, безусловно, хранят в своей памяти гораздо больше разнообразной информации, чем многие другие люди. В связи с этим можно утверждать, что объем их долговременной памяти по фактическому содержанию хранящейся в ней информации является более значительным, чем объем аналогичной памяти у других людей.

Индивидуальные различия по памяти, о которых выше шла речь, могут иметь типичный, характерный для многих людей, широко распространенный и уникальный, индивидуально своеобразный, редко встречающийся среди людей характер. К примеру, можно выделить ряд признаков, по которым между людьми существуют типичные индивидуальные различия, относящиеся вместе с тем ко многим людям. Соответствующие признаки являются следующими.

  • 1. Преобладание у человека того или иного вида памяти. Поскольку, как мы уже знаем, различных видов памяти у людей достаточно много, то можно ожидать, что по каждому виду, особенно если существует противоположный ему вид памяти, можно выявить индивидуальные различия. К примеру, у многих людей преобладает зрительная память, однако встречается немало таких, у кого доминирует слуховая или двигательная память.
  • 2. Особенности функционирования различных процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания или забывания. В данном случае можно обнаружить немало признаков, относящихся к каждому из названных выше процессов памяти, и по всем этим признакам могут существовать заметные индивидуальные различия между людьми. Например, одни люди хорошо запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи точнее и легче воспроизводят.
  • 3. Использование мнемотехнических средств. Их в настоящее время создано огромное количество. Кроме того, каждый человек подбирает и употребляет известные мнемотехнические средства по-своему. Многие люди тем не менее пользуются типичными мнемотехниче- скими приемами, и в связи с этим их можно разделить на группы. Например, есть группа людей, предпочитающих визуальные мнемотехнические средства; группа людей, отдающих предпочтение слуховой мнемонике; люди, которым легче запоминать и припоминать информацию с помощью разнообразных движений, и т.д.
  • 4. Недостатки или отклонения (нарушения) в работе памяти. В отличие от названных выше признаков эти недостатки представляются более типичными. Например, всех людей, у которых обнаруживаются связанные с заболеваниями недостатки в работе памяти, можно разделить на группы людей, страдающих разными видами амнезий: ретроградной, антероградной или ретардантной.

Обсудим подробнее возможные проявления индивидуальных различий памяти людей по всем указанным выше признакам.

В соответствии с тем, какие сенсорные области преобладают в процессах памяти человека, выделяют следующие индивидуально своеобразные типы памяти людей (по ним соответственно существуют индивидуальные различия): зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную. Один человек, для того чтобы наилучшим образом запомнить материал, должен прежде всего его воспринять зрительно, увидеть или прочесть, так как при запоминании и воспроизведении материала ему легче опираться на зрительные образы. У другого человека преобладает слуховое восприятие и соответственно акустические образы доминируют в процессах запоминания, воспроизведения или узнавания материала. Такому человеку лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть то, что ему предстоит запомнить, сохранить и затем воспроизвести. Третий человек хорошо запоминает и воспроизводит разнообразные движения, предпочитая сопровождать именно ими запоминаемый или припоминаемый материал. Такому человеку лучше записать запоминаемый материал, совершая при этом движения руками, или проговорить его про себя, включая в работу движения голосового аппарата, сопроводить запоминание какими-либо иными ассоциированными с запоминаемым материалом движениями, чем пытаться запомнить его другими способами.

Следует, однако, признать, что «чистых» видов зрительной, слуховой, двигательной или другой памяти с точки зрения использования в них только одного органа чувств в природе не существует. Практически во всех случаях запоминания, сохранения или припоминания материала мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной и других видов памяти, при которых одни из них преобладают над другими. Такими типичными сочетаниями видов памяти являются зрительно-слуховая, зрительно-двигательная или двигательно-слуховая память. Кроме того, у некоторых людей все три вида памяти работают примерно одинаково и взаимно дополняют друг друга таким образом, что любые сочетания разных видов памяти в целом ее улучшают. Однако у большинства людей, как было установлено в специальных исследованиях, преобладающей является все же зрительная память. Поэтому допустимо говорить о таких типичных для людей сочетаниях видов памяти, в состав которых входит зрительная память.

Встречаются люди и с особенно развитой зрительной памятью, которая получила название эйдетической памяти (от греческого слова «эйдос» - образ). Один из таких случаев представил и описал А.Р. Лу- рия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Он подробно изучил и представил здесь память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно, точно и надолго запоминать сложную и большую по объему зрительную информацию. Объем зрительной памяти, механизм быстрого перевода материала из нее в долговременную память и предельный срок хранения в долговременной памяти однажды воспринятой образной информации у Ш. так и не удалось установить. «Ему, - писал А.Р. Лурия, - было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды». Это время, вероятно, и было тем минимальным временем, которое данному человеку требовалось для осуществления перевода информации из иконической через кратковременную в долговременную память и последующего отдыха, необходимого для полного и точного воспроизведения соответствующей информации. У обычных людей это время является намного большим, чем у Ш.

В дальнейшем было обнаружено, что механизм работы памяти Ш. основан на эйдетическом зрении, которое у него оказалось особенно развитым. Всего лишь после однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном - образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого материала в поле зрения. Он был способен восстанавливать в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени после первого его восприятия, иногда даже через несколько лет. Некоторые опыты с Ш. были повторены через 15-16 лет после того, как он впервые увидел запоминаемый материал и больше к нему в течение данного времени не возвращался. Тем не менее он оказался в состоянии вспомнить и такой материал.

Кроме того, память Ш. отличалась ярко выраженными синестезиями. Их значение для запоминания объективно состояло в том, что синестизические компоненты создавали как бы фон для каждого запоминания, неся в себе дополнительную избыточную информацию и обеспечивая точность запоминания. Если почему-либо Ш. неточно воспроизводил какое-либо слово, то синестезические ощущения, не совпадавшие с исходным словом, давали ему почувствовать, что в его воспроизведении что-то не так, и заставляли его исправлять допущенную ошибку.

Каждое слово вызывало у Ш. наглядный образ, и отличия Ш. от обычных людей заключались в том, что соответствующие образы были у него несравненно более яркими и стойкими, чем у большинства других людей, и к ним неизменно присоединялись те синестезические компоненты (ощущения цветовых пятен, «брызг», «линий» и т.п.), которые отражали звуковую структуру слова и голос произносившего. Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов, каждое из этих слов вызывало у него наглядный образ. Однако слов было много, и Ш. приходилось «расставлять» соответствующие образы в длинный ряд. Чаще всего он «расставлял» возникающие у него образы вдоль воображаемой дороги, представляя себя идущим по ней. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся в его памяти с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц, где он прожил большую часть своей жизни.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которыми он чаще всего пользуется и которые связаны с его профессиональной деятельностью. Она, несомненно, оказывает большое влияние на память человека. Например, у ученых отмечается хорошо развитая логическая и смысловая память, но нередко встречается сравнительно слабо развитая образная и механическая память. У актеров и художников, наоборот, обычно хорошо развита образная память и менее развита логическая. У математиков часто наблюдается прекрасно развитая память на числа, у инженеров - память на формы технических деталей, устройство машин и механизмов и т.д.

Индивидуальные различия, касающиеся процессов памяти, могут проявляться в следующем. Одни люди лучше запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи легче и точнее его воспроизводят. Индивидуальные различия также могут относиться к узнаванию или забыванию. В узнавании эти различия могут проявляться в том, что одни люди быстрее и легче, чем другие, узнают то, с чем они раньше встречались. Одни смогут быстрее забывать выученную ими информацию, чем другие. Однако если иметь в виду, что процессы памяти человека не являются независимыми друг от друга (сохранение связано с запоминанием, запоминание - с забыванием, припоминание - с запоминанием и забыванием одновременно и т.д.), то индивидуальные различия по ним могут иметь комплексный характер. Это означает, что хорошее функционирование одних процессов памяти у человека может сочетаться с плохим функционированием других процессов памяти, и наоборот.

Использование мнемотехнических средств также может породить разнообразные индивидуальные различия, которые, в частности, касаются следующих моментов:

  • - использования в процессах памяти определенных мнемотехнических средств;
  • - особенностей и разнообразия применяемых мнемотехнических средств;
  • - частоты обращения человека к употреблению тех или иных конкретных мнемотехнических средств.
  • Говоря в данном случае об индивидуальных различиях в объемах оперативной и долговременной памяти, мы имеем в виду не их предельные возможности у разных людей,а реальное количество информации, которое в них хранится.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Виды памяти

Типы памяти

Литература

Введение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними является в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти

По характеру целей деятельности память бывает:

Непроизвольная - память, которая запоминает информацию сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности или в ходе работы над информацией. Такой вид памяти сильно развит в детстве, у взрослых он ослабевает.

Произвольная - память, которая запоминает информацию целенаправленно с помощью специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит:

От целей запоминания (насколько прочно и долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие, так как память основывается на повторении материала без его осмысливания.

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая). Эффективность этого способа в несколько раз выше и лучше, чем механическое дословное многократное повторение.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память.

г) мнемотехнические приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память бывает:

Двигательная - память, которая имеет способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Образная - память, которая имеет возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией.

Эмоциональная - память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Вербальная (словесно-логическая или семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. Эта память, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.). Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны

По продолжительности закрепления и сохранения информации память бывает:

Кратковременная - запоминание информации происходит на несколько минут. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии повторения. Кратковременная память ограничена по объему, то есть в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Долговременная - это память, которая обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

а) Долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

б) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - память, которая обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и действиях.

Типы памяти

память психический индивидуальный

Дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух -- вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный - при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к “эйдетическому” типу памяти - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, -- то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Индивидуальные особенности памяти

Память у людей различается также:

по быстроте запоминания;

по его прочности и длительности;

по количеству или объему запоминаемого;

по точности;

В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло.

Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства психики.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

Литература:

Л.Д. Столяренко Основы психологии. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия “Высшее образование”.) - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.

А.Г. Маклаков М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с: ил. - (Серия “Учебник для вузов”).

С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.: ил. - (Серия “Мастера психологии”).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Память как форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении предшествующего индивидуального опыта. Понимание основ формирования поведения мышления и сознания. Анализ классификации видов памяти.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2013

    Память как форма психического отражения прошлого опыта, ее основные процессы и значение. Характеристика основных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их взаимосвязь с особенностями личности. Основные принципы запоминания новой информации.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания. Долговременная память. Формирование специальных мнемических действий.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2003

    Эмоции и эмоциональные состояния. Позитивные и негативные эмоции. Физиология эмоций. Индивидуальные различия памяти. Виды и формы памяти. Механизмы памяти. Некоторые распространенные нарушения памяти. Принципы в механизме памяти.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2004

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Значение памяти для медицинских работников и ее применение в профессиональной деятельности. Общее представление о памяти. Виды памяти и их процессы - генетическая; зрительная; слуховая. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2008

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

Индивидуальные особенности памяти

Индивидуальные особенности памяти

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой - у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.

Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.

Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти. А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту - слуховую, а педагогу, в частности, - память на лица и фамилии.

Вывод из всего вышесказанного очевиден: для пользы дела, профессионального успеха или просто "не надрывного" обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает.

Сразу возникает вопрос: "Как выяснить предпочтения нашей памяти?"
Обратитесь к своей памяти и памяти членов вашей семьи. Поинтересуйтесь, каким путем у каждого из вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно?

Психологией экспериментально получены данные о повышении эффективности запоминания при одновременном задействовании различных модальностей. После взаимодействия зрительной, слуховой (речевой) памяти с включенными компонентами рассуждения можно легко запомнить материал. У многих людей продуктивность памяти может повыситься, если к работе памяти подключить какие-либо автоматизированные действия, например ходьбу.

Несмотря на то, что механизм выполнения подобных содружественных действий еще не вполне ясен, знанием такой особенности психики не следует пренебрегать. Эта особенность памяти незаметно для каждого из нас "вписывается" в психические процессы. Мы размахиваем руками, осваивая новую деятельность, интенсивно, пусть обычно и неосознанно, используем напряжение мышц, имеющих к ней прямое отношение. Так, первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы.

В ряде случаев индивидуальные особенности памяти могут проявляться как феноменальным развитием памяти в целом, так и в необычайной продуктивности отдельных ее видов. История знает много примеров, касающихся памяти выдающихся людей. Такие полководцы, как Македонский, Суворов, Наполеон, знали почти всех своих солдат по именам. Сенека мог запомнить и повторить 2 тысячи слов после однократного их прослушивания. Феноменальная память Шерешевского, однако, - это особый случай, связанный с индивидуальным строением психики данного человека. Относительно других людей более вероятен вариант, когда обладатели выдающейся памяти на лица, цифры и слова используют специальные средства и приемы.

Переходя ко второй особенности индивидуальной памяти - уровню ее организации, следует отметить следующее. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на "художественный" и "мыслительный" типы.

К индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Для иллюстрации обратимся к процессу чтения. Каждый по себе знает, что в зависимости от уровня владения восприятием письменной речи и предметом, о котором идет речь в тексте, мы читаем с разной скоростью. Первоклассник, обучающийся чтению, сначала читает по слогам, затем оперативной единицей чтения становится слово. Взрослые люди одномоментно воспринимают при чтении более крупные единицы текста, фразы или даже абзацы. Некоторые люди могут читать страницу очень быстро, не теряя при этом существенного содержания текста. Так же и в памяти. Оперативная единица, кусок информации, вводимой в память, может быть различен по емкости у отдельных людей.

Иногда приходится слышать, что у данного человека "тренированная память". Это означает, в частности, не только свободное и адекватное ситуации и материалу использование средств запоминания, но и умение укрупнить единицы, выделяемые в содержании или структуре информации при запоминании или воспроизведении. Тренированная память - это свободное и правильное использование средств запоминания, направленное на превращение механического, непосредственного, подчиненного внешним характеристикам запечатления следов в деятельность произвольную, осмысленную, связанную с потребностями и мотивами человека. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.

Получается, что каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством, начиная от такого генерального приема, как осмысление информации, до более узких специальных способов, таких, например, как группировка цифр в числа (трех-, четырехзначные) при запоминании цифровой последовательности. Устанавливая при запоминании связь (ассоциацию), выделяя главную мысль в тексте для запоминания его содержания, мы используем мнемотехнику. Она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности.

В чем же все-таки причина эффективности мнемотехнических приемов, будь они построены на образном кодировании информации или на словесно-логическом? Она в том, что использование мнемотехники в известной мере смещает запоминание в область более могучей по ресурсам памяти, непроизвольной ее сферы, поскольку при той или иной перекодировке запоминаемого материала идет работа над средством, а собственно мнестическая задача как бы отходит на второй план. Это особенно заметно при интеллектуальной работе с материалом. Сила мнемотехники, таким образом, состоит, скорее всего, в том, что при обращении к ней в процессе запоминания задействованы как произвольная, так и непроизвольная его части. Важно лишь, чтобы работа над средством не была при этом единственно значимой целью.

Характер работы памяти как психической деятельности при этом (при использовании мнемотехнических средств, в том числе эйдетических) не изменяется. Ничего в нем такого странного или, как некоторые склонны думать, отклоненного от нормы, не возникает. Просто функция средства в этом случае в значительной мере смещается в область непроизвольного, зато результаты такой работы куда лучше.

Эффективность памяти определяется тремя параметрами:
1) объем памяти;
2) полнота (или точность) воспроизведения ;
3) а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память.

На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память.

Повышение продуктивности памяти обеспечивается:
1) правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения;
2) активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого;
3) установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания;
4) правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода;
5) учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности;
6) всесторонним и полным использованием различных органов чувств .

Особое место в решении задачи улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа над материалом, введение его в уже имеющуюся систему знаний. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Отношение к повторению как творческому процессу, правильная организация содержательных и временных аспектов повторения абсолютна, необходима для результативного проявления возможностей памяти, максимально высокой, но строго адаптивной эффективности, - то есть проявлению ровно в той мере, насколько это в каждый данный момент действительно необходимо - не меньше, но и не больше.

Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования:
1) для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения;
2) нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности.

Закончить хотелось бы обращением к словам Выготского о том, что в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой . Обогащение этого сотрудничества - основной путь развития и воспитания памяти.

В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.

Во-первых, индивиду­альные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с пло­хой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер . То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно . Во-вто­рых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависи­мости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память , если он отличается:

    быстротой запоминания,

    прочностью сохране­ния,

    точностью воспроизведения

    так называемой готов­ностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и пло­хой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

    Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

    Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием.

    Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

    Наиболее низкой продуктивностью отличается память, ха­рактеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыва­нием.

Типологические особенности памяти

С особенностями лично­сти, с особенностями деятельности человека связано преиму­щественное формирование одного из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов - слуховая, у художников - зрительная память, у философов - словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной дея­тельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной дея­тельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, матема­тик - типы задач, спортсмен - движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти . Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, исполь­зование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практи­ческой, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэф­фективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной инфор­мации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

В памяти людей есть значительные индивидуальные различия. Они проявляются в различиях производительности процессов памяти; в преобладании памяти той или иной модальности; в различиях в уровне развития разных типов памяти.

Общими характеристиками производительности процессов памяти является объем материала, который может запомнить человек за определенный промежуток времени, скорость и точность запоминания материала, продолжительность сохранения материала в памяти и готовность к его воспроизведения.

Кроме индивидуальных различий, память разных людей может различаться по уровню развития различных типов памяти: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической. Преобладание определенного типа памяти у человека зависит от особенностей деятельностей, с которыми связан его жизненный путь. Наиболее распространенными типами памяти является образный, словесно-логическое и промежуточный.

Человеку с образным типом памяти проще запоминать и воспроизводить образный материал.

Людям со словесно-логическим типом памяти просто запомнить словесный, абстрактный материал: логические схемы, формулы. Такие люди без труда могут воссоздать структуру сложно организованного материала.

Если у человека не превышает определенный тип оперирования материалом, то она представляет промежуточного типа памяти.

6 люди, которые имеют феноменальную память, признаки которой - необыкновенно большой объем информации, продолжительность хранения следов и чрезвычайно сильная образность.

индивидуальные особенности памяти:

Скорость запоминания определяется количеством повторений (или времени), что нужны человеку для запоминания нового материала;

Точность запоминания определяют соответствием воспроизводимого том, что запоминали, и количеством допущенных ошибок;

Прочность запоминания оказывается в продолжительности сохранения заученного материала (или в медлительности его забывания)

Готовность к воспроизводству проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей сведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость образования временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что приводит точность и прочность запоминания.

Индивидуальные различия памяти оказываются также о том, какой материал лучше запоминается, - образный, словесный или равной степени продуктивно ту и другую.

В этом контексте в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом - условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

Развитие памяти. Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управление этим процессом. Педагоги должны создавать условия, ускоряют обучение, позволяют лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования.

Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в производительную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что весомее мотивы сопровождают деятельность субъекта, то успешные результаты запоминания. При этом запоминание является результативным независимо от того, была поставлена цель запомнить.

Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию.

Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Легко и надежно запоминается новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его чем-то дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимым, связанная с целью его деятельности, представляет определенный интерес.

Развития памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти.

Необходимым условием эффективного запоминания в соблюдении определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая разные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы ("узелки на память"). Нужно творчески применять мнемотехнические приемы, искусственно наделяя информативный материал смысловыми связями, содержанием, значением, привлекая разные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнических приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и более осмысливают.

Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировкой и настойчивым трудом, направленным на запоминание, длительное сохранение, полное и точное воспроизведение.

Контрольные вопросы:

В чем проявляется сущность памяти?

Раскройте сущность ассоциативной теории памяти.

Раскройте пути развития памяти.

Что является физиологическим основой памяти?

Охарактеризуйте запоминания как процесс памяти.

В чем проявляются процессы хранения и забывание?

Каким образом происходит процесс воспроизводства?

Какие разновидности памяти вы знаете? Охарактеризуйте их.

В чем проявляется образная память?

В чем проявляется двигательная память?

В чем проявляется эмоциональная память?

В чем проявляется словесная память?

В чем различия мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

В чем проявляются индивидуальные различия памяти?

Литература:

Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. - М.: Эйдос, 1996..

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. Гарибян С.А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). - М.: Цицеро, 1992.

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980.

Иванов-Муромский К.А. Мозги и память. - К.: Наук, думка, 1987.

Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1978.

Максименко С Д, Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - М.: Форум, 2002.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и ВЛ.Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо,

Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1986.

Загрузка...