Портал садовода - Vsetsvetet

Взаимо действие океана с атмосферой и сушей. Тема: «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Жизнь в океане.» - презентация. Гидросфера: взаимодействие океана и атмосферы

Мы знаем, что атмосфера сильно влияет на поведение океана. Воздушные течения создают водные течения.

Такие крупнейшие течения в океане, как Гольфстрим и Куросио, возникают в результате действия ветра. Ветер создает морские волны, а морские волны - это одна из «прелестей» океана. Наличие облачности, температура воздуха и тот же ветер определяют прогревание или охлаждение океанской воды. Наоборот, океан влияет на атмосферу, оказывая на нее прежде всего тепловое воздействие. Поскольку теплоемкость воды во много раз больше, чем теплоемкость воздуха, достаточно, например, охладить 100-метровый слой воздуха на 7ю градуса, чтобы атмосфера прогрелась в среднем на 6°. Тепловое воздействие океана на воздух очень велико, и также велико влияние океана на атмосферу вследствие испарения влаги. Влага попадает в воздух главным образом из океанов. Из океанов в год испаряется 3,34X10 14 т воды, а с суши в 5 раз меньше. Почти вся влага попадает в воздух именно с океана, на испарение тратится около 1/3 поглощаемого Землей солнечного тепла. В результате такого взаимодействия формируются долгосрочные изменения погоды.

Так же формируется и климат Земли, и колебания климата. Например, потепление климата, наблюдавшееся в первую половину XX в., а сейчас, по-видимому, закончившееся, должно найти свое объяснение в процессах взаимодействия океана и атмосферы. Потепление климата является одной из наиболее актуальных проблем современной геофизики.

Взаимодействие океана и атмосферы можно разделить на две части: 1) мелкомасштабные процессы и 2) крупномасштабные процессы.

Мелкомасштабные процессы - это образование потоков тепла, влаги и количества движения на поверхности моря, разделяющей океан и атмосферу.

Очень большую роль в их формировании играют штормы, во время которых основная масса тепла и влаги переходит из океана в атмосферу. Не, учитывая штормы, только по средним климатическим данным невозможно вычислить, сколько же тепла и влаги переходит в атмосферу и каково крупномасштабное воздействие тепла и влаги, которые поступают из океана в атмосферу.

Очень много внимания уделял этим процессам академик В. В. Шулейкин. За последние годы интересная работа была выполнена американским ученым Дж. Бьеркнесом, который установил, что малый ледниковый период, имевший место в XVII-XIX вв., по-видимому, объяснялся тем, что в северо-восточной части Атлантики вода была аномально холодной, а в Саргассовом море аномально теплой. Наблюдалась ослабленная циркуляция атмосферы зимой. Вникая в механизм воздействия океана на атмосферу, можно найти ключ к объяснению колебаний климата, вначале с непродолжительными периодами - в полвека, затем - в несколько веков, и в конце концов мы подойдем к причинам возникновения ледниковых периодов.

Надо сказать, что в настоящее время предлагается много гипотез о возникновении ледниковых периодов, но науке еще предстоит решить эту проблему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В десятиметровом слое поверхностных океанических вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Он поставляет в атмосферу и влагу, питает осадками сушу. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Одновременно с влагой в процессе испарения и разбрызгивания воды под влиянием ветра в воздух попадают соли, растворенные в океане. Эти соли переходят в аэрозоли (мельчайшие взвешенные в воздухе частицы) и определяют солевой состав атмосферных осадков. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой и материками особенно велика. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Этот обмен происходит в результате нагревания холодного воздуха над теплой поверхностью океана и, наоборот, охлаждения теплого воздуха над более прохладными водами. При испарении воды с поверхности океана происходит ее охлаждение, а запасенное в испарившейся воде тепло передается нижнему слою атмосферы. Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства воздушных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных (образующихся над сушей) большей влажностью и небольшими различиями температур между сезонами года. Температурные различия над поверхностью океана и суши создают разницу в атмосферном давлении, вызывают перемещение воздушных масс, которые переносят тепло (холод) и влагу с океана на материки. Поэтому на побережьях образуется особый океанический (морской) климат. Наиболее ярким примером взаимодействия океана с материками служат муссоны. Эти сезонные ветры образуются на границах больших массивов суши и океанов. (Объясните их происхождение и влияние на климат суши и прибрежных вод океана в разные сезоны года.) Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой и сушей играют течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим, Куросио и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой, когда континенты охлаждены, нагретый теплыми течениями воздух переносит тепло на сушу. При этом повышается температура воздуха в прибрежных и даже достаточно удаленных от океана частях материков. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания солнечными лучами. Западные ветры переносят это тепло в Евразию. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Велика роль и круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан - главный источник поступления влаги в атмосферу. Круговорот воды - это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше. За год со всей поверхности океана испаряется слой воды толщиной около метра. Однако уровень океана не понижается, так как в него поступают осадки из атмосферы, стекают воды, приносимые реками. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Таким образом, Мировой океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды. Океан определяет облик планеты в целом.

Роль океана в жизни планеты определяется удивительными свойствами воды. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Огромная площадь океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. Океан поставляет в атмосферу и влагу.

Роль взаимодействия океана с атмосферой. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней влагой и теплом. Холодный воздух нагревается над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы – морские воздушные массы.

Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой играют течения. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой они оказывают отепляющее воздействие на прибрежные части континентов. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания.

Круговорот воды. Велика и роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан – главный источник поступления влаги в атмосферу. За год со всей поверхности океана испаряется слой воды толщиной около метра. Однако уровень океана не понижается, так как в него поступают осадки из атмосферы, стекают воды, приносимые реками. Таким образом, океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды.

Жизнь в океане. Разнообразие морских организмов. В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов – от одноклеточных растений и животных до морских гигантов.

Цели и задачи урока:

  • знакомство с разнообразием организмов в океане, углубление знаний о распределении живых организмов в океане;
  • обучение выступлению перед одноклассниками;
  • раскрытие особенностей взаимодействия океана с атмосферой и сушей;
  • воспитание любви к природе.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок.

II. Повторение основных определений прошлого урока (в игровой форме, разгадывая кроссворд)

1. Вид водной массы (деление на группы в зависимости от глубины) (Промежуточные)
2. Перемещение больших объемов воды в горизонтальном направлении на большие расстояния (Течения)
3. Что это за организм (фотовопрос) (Приложение 1 , слайд 1) (Медуза)
4. Одно из основных свойств воды (Соленость)
5. Единица измерения солености (Промиль)
6. Самое распространенное на земле вещество, наполняющее мировой океан (Вода)
7. Самое крупное теплое течение (Гольфстрим)
8. Самое крупное животное на Земле (Кит)
9. Длительное мелководье от берега (Шельф)
10. Море с самой низкой соленостью (от 8 до 12 промилей) (Балтийское)
11. Самое соленое море на Земле (42 промиля) (Красное)
12. Льдина, отколовшаяся от покровного ледника и плавающая в океане (Айсберг)

– Ребята, в выделенной колонке вы видите тему сегодняшнего урока: «Жизнь в океане»

III. Изложение нового материала

Учитель объявляет цели и задачи урока.

Слово учителя: Океан может быть злобным и грозным (Приложение 1 , слайд 2), а вот он ласковый, тихий и спокойный (Приложение 1 , слайд 3). Каким бы он ни был, он полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас ещё находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа, но условия жизни от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов, поэтому по образу жизни их делят на три группы.
– Ребята, вспомните материал 6 класса. На какие группы делят морские организмы по образу жизни? (Планктон, нектон, бентос) (Приложение 1 , слайд 4)

– Послушаем сообщение Верзуновой Валерии о планктоне.

На суше невозможно найти форму похожую на планктон (Приложение 1 , слайд 5). В толще воды постоянно парят живые существа. Вода из-за своей плотности и сопротивления позволяет им это делать. Планктонные организмы иногда могут достигать огромных размеров: 1 метра и более. Например, гигантская медуза Арктическая Циана (Приложение 1 , слайд 6) достигает длины 12 метров. Такие формы планктона называют мегапланктоном. Организмы от 1 до 100 см – макропланктоном, от 1 до 10 мм – мезопланктоном, от 0,05 до 1 мм –микропланктоном, а мельче 0, 05 мм – наннопланктоном. Есть у планктонных организмов и органы движения, но они помогают им только парить в толще воды, а не передвигаться и противостоять течениям. Им они полностью подвластны. Планктон заселяет глубины 40 – 50 метров, а прозрачные воды – до 100 метров.

– О нектоне подготовил сообщение Соболев Влад.

Нектонные организмы (Приложение 1 , слайд 7) приобрели ряд приспособлений, позволяющих им двигаться, плыть, скользить по воде (даже против течения), а иногда и летать по воздуху (летучие рыбы, кальмары). Некоторые представители двигаются втягивая в себя воду и выбрасывают из задней кишки (сила реактивной струи). Для уменьшения сопротивления у некоторых обтекаемая форма. Китообразные приспособились гасить вихревые потоки специальными структурами кожи (слизь).Некоторые представители нектона прыгают (рыба периофтальмус, ударяя по поверхности воды плавниками и хвостом, перепрыгивают небольшую речку от берега до берега) (Приложение 1 , слайд 8). Совершают прыжки дельфины и киты. Синий кит (Приложение 1 , слайд 9) – самое большое на Земле животное, длиной до 35 метров, весом до 130 тонн (весит как 30 слонов или 150 легковых автомобилей). Численность их очень низкая, насчитывается до 10000 (на грани исчезновения). Самый быстрый представитель нектона – касатка (Приложение 1 , слайд 10). Развивает скорость до 65 км. – час. Это чёрно – белый кит из семейства дельфинов, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют китом – убийцей, но это несправедливо, касатка убивает только свою добычу.

– Об организмах, живущих на дне океанов, расскажет Архипова Юлия.

Бентос – это придонные организмы и живущие на дне (Приложение 1 , слайд 11). Организмы, живущие на поверхности грунта, называют эпибентос, живущих внутри грунта – эндобентос. Среди бентоса можно встретить бродячие формы, мало подвижные, а то и совсем прикреплённые. Организмы, живущие на дне, приобрели ряд приспособлений к удержанию на твёрдом грунте и выработали эффективные способы передвижения как на поверхности грунта, так и внутри грунта. Почти все организмы бентоса приспособлены временно выходить в толщу воды. Для удержания на грунте бентосные организмы увеличили свой удельный вес за счёт тяжёлого скелета или развили различные органы прикрепления к грунту. Другие частично или полностью заглубились в грунт. Некоторые моллюски (Приложение 1 , слайд 12) приспособились всверливаться в известковые породы. Для этого в их слюнных железах вырабатывается кислота. Те бентосные организмы, которые живут на очень рыхлых грунтах (иглокожие) (Приложение 1 , слайд 13) приобрели выросты, не дающие им утонуть в иле. Самыми распространенными прикрепленными ко дну организмами являются коралловые полипы (Приложение 1 , слайд 14). Они создали самую большую постройку на земле – Большой Барьерный риф (Приложение 1 , слайд 15) у берегов Австралии. Риф признан одним из величайших чудес света, его признали морским парком. Это гигантский вал длиной 2000 км., а шириной до 150 км, его можно увидеть из космоса.

– Ребята, вы видите, что видовой и количественный состав организмов меняется с глубиной. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник географии на стр. 53, прочитайте раздел «Распространение жизни в океане», выпишите в рабочую тетрадь (печатный вариант) условия жизни в океане. (Свет, солёность, температура, плотность, океанические течения, количество питательных веществ, вертикальное перемешивание вод, свойства пород слагающих морское дно).

Вывод: жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели (шельфе).

– Какими биологическими богатствами обладает океан? (Рыба, морской зверь, ракообразные, моллюски, водоросли).
– Где используются эти морские организмы? (В пищу человеком, на корм животным, из них получают лекарства, являются сырьём для химической промышленности).

– Мировой океан обладает большими биологическими богатствами, но всё же они исчерпаемы. Поэтому перед человечеством стоит важная задача: разумно использовать, охранять и умножать биологические богатства океана.

Слово учителя (Приложение 1 , слайд 16) Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но и долго удерживает тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В 10 метровом слое поверхностных вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Огромную роль во взаимодействии океана, атмосферы и суши играют течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей, а посредником между ними является атмосфера. Велика роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан – главный источник поступления влаги в атмосферу. Круговорот воды – это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды. Океан определяет облик планеты в целом.

IV. Закрепление нового материала

1. Распределить предложенные организмы (кит, медуза, морская звезда, коралл, касатка) по группам, используя магнитную доску:

Планктон:
Нектон:
Бентос:

Работаем цепочкой.

2. Перечислите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане?

3. Вставьте пропущенные слова или словосочетания.
Воды океана поглощают ______________, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши _____________ нагревается, но ______________ удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.
Поверхность океана активно взаимодействует с ____________, обмениваясь с ней _________________________.
Над поверхностью океана образуется особый подтип воздушных масс –
_____________________________________, которые отличаются от континентальных ______________________________.
Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются _________________.

V. Подведение итогов

Рефлексия

Учащимся класса предлагается ответить на вопросы:

– Вам понравился сегодняшний урок? Было интересно?
– Что я узнал на сегодняшнем уроке?
– Что урок дал мне для жизни?

Домашнее задание: параграфы 11, 12. В рабочих тетрадях (печатный вариант) задания 9 и 10.

Самоанализ урока географии в 7 классе

Данный урок второй в разделе «Гидросфера. Мировой океан», связан с предыдущим уроком, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков.
Класс небольшой, все успевающее, поровну учащихся занимающихся на 3 и 4, 4 и 5. Особую активностью при работе сами ученики не проявляют, поэтому требуют постоянного контроля учителя и предполагают постоянную занятость различной деятельностью

Цель урока: Знакомство с разнообразием организмов в океане, углубление знаний о распределении живых организмов в океане.

Задачи:

  • Образовательные . Сформировать представление об условиях жизни в океане, биологических богатствах океана.
  • Развивающие . Развивать умения работать с различными источниками информации, учить представлять свои выступления перед одноклассниками.
  • Воспитательные . Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты подводного мира.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проектно-исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный.

Педагогические технологии: ИКТ, игровая, проектная.

Структура урока:

  1. Организационный этап: мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Повторение основных понятий прошлого урока.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Закрепление.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия.

Выбранная структура урока была наиболее рациональной. Разгадывая кроссворд, мы повторили пройденный материал и затратили минимум времени. Основную часть времени затратили на изложении нового материала. Между этапами урока прослеживалась логическая связь
(разгадав кроссворд, в выделенной колонке появилась тема урока).
Акцент на уроке делался на выступлении учащихся, они характеризовали группы обитающих в океане организмов (планктон, нектон, бентос).
Из всего рассказанного выделяли главное, делали выводы.
Дифференцированный подход к учащимся реализовался через творческое домашнее задание. Использовались элементы педагогических технологий: ИКТ (презентацию). Формировались умения самостоятельно найти условия жизни организмов в океане. Учащиеся выделили их самостоятельно, работая с учебником.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков организовала в игровой форме, в форме беседы и теста. Кабинет на уроке работал на достижении максимальных результатов. Хорошая работоспособность учащихся на уроке поддерживалась за счет смены видов деятельности: выступлений, работы с учебником, тестов, работы с тетрадями.
Психологическая атмосфера на уроке благоприятная, потому что хорошее доброжелательное отношение учитель – ученик, культура нашего общения поддерживалась уважительными ответами и вопросами.
Время использовалось рационально, удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.

Взаимодействие океана и атмосферы можно анализировать по двум направлениям:

Энергетического обмена;

Вещественного обмена.

Энергетическое взаимодействие океана и атмосферы многообразно. Главным является их взаимодействие как противоположно устроенных термических систем.

Атмосфера, как термическая система, получает тепловую энергию главным образом путем подогрева снизу, от земной поверхности. Земная поверхность в целом поглощает около 80% солнечной энергии. Всего лишь около 20% тепловой солнечной энергии поглощается непосредственно воздухом и облаками. Почти все тепло, получаемое нижними слоями атмосферы, является скрытым теплом конденсации, заложенным в водяном паре. При этом более половины этого тепла поступает из тропических районов. Большая же часть атмосферы имеет низкую температуру и не поглощает тепловую энергию, а излучает ее в космическое пространство.

Океан, как тепловая система, устроен противоположным образом. Верхний слой океана является мощным поглотителем тепловой энергии. Поверхность океана поглощает 99,6% поступающего на нее тепла и отражает всего лишь 0,4%. Для суши показатель поглощения составляет всего 55-69%. Причем суша занимает менее 1/3 площади земной поверхности. Следовательно, поверхностный слой океанской воды представляет собой главный аккумулятор тепла на Земле. В нижележащих слоях воды, напротив, происходит рассеивание тепловой энергии. Поскольку теплоемкость воздуха гораздо ниже, чем воды, при контакте воздуха с водной поверхностью происходит отдача тепла в атмосферу и понижение температуры поверхностного слоя океана.

Скрытая энергия, поступившая в атмосферу с водяными парами, частично преобразуется в механическую энергию. Она обеспечивает перемещение воздушных масс. Механизм этого преобразования малоэффективен. Лишь 1-2% тепловой энергии переходит в механическую. Остальная часть тепла расходуется на покрытие потерь радиации в мировое пространство. Но и этого количества энергии оказывается достаточно, чтобы привести в движение огромные массы воздуха и обеспечить горизонтальную циркуляцию в поверхностном слое океана.

Взаимодействие гидросферы с атмосферой сопровождается также и обменом веществами. Важнейшим веществом, поставляемым океаном в атмосферу, являются водяные пары (500 тыс. км3 в год по Калинину). Поступление водяного пара происходит из:

гигантских вертикальных кучево-дождевых облаков в экваториальной зоне океана. Эти облака засасывают водяные пары и скрытую в них энергию в атмосферу на высоту 10-15 км;

пассатных кучевых облаков тропических зон. Причем эти облака создают влажный конвективный слой, мощностью до 3 км, постепенно углубляющийся вдоль воздушного потока.


Огромные массы водяных паров поступают в атмосферу также из других климатических зон океана, а также в результате механического испарения. В процессе механического испарения происходит унос водяной пыли при сильных ветрах в нижние слои воздуха.

При механическом испарении в атмосферу поступают также соли. Вынос солей в атмосферу в молекулярно-дисперсном состоянии происходит и при нормальном испарении. Концентрация метаморфизированных до молекулярно-дисперсного состояния солей в поверхностном слое воды может достигать 0,5 мг на 1 л испаряющейся воды. Таким путем в атмосферу поступают ионы Na, Mg, Са, K, Сl, СО3, SO4. В дальнейшем вместе с дождевыми водами они возвращаются в океан или поступают на сушу.

Атмосфера, в свою очередь, является главным поставщиком для океана углекислоты, азота и кислорода. Холодные воды служат лучшими растворителями углекислоты. Поэтому максимальное содержание углекислого газа приурочено к придонным слоям воды в высоких широтах. В поверхностном слое воды происходит интенсивное потребление углекислого газа фотосинтезирующими организмами. С глубиной содержание растворенного углекислого газа нарастает примерно до глубины 200 м и затем до дна остается почти без изменений. Меньшая часть углекислого газа поступает в результате окислительных процессов при разложении органической материи, а также при подводных вулканических извержениях.

При преобладании процесса изъятия углекислоты из атмосферы, все же происходит и отдача некоторого ее количества из океана в воздушную оболочку. Интенсивно поглощаясь холодными водами в высоких широтах, углекислый газ в экваториальных и тропических широтах выделяется из воды в атмосферу. В умеренных зонах зимой происходит интенсивное поглощение СО2 водами океана, а летом, при прогревании поверхностного слоя воды, СО2 отдается в атмосферу. Концентрация или дефицит углекислого газа в океанских поверхностных водах существенно влияет на всю гидрохимическую обстановку.

Ежегодно в виде известковых скелетов морских организмов на дно океана поступает около 2,5 ∙ 1014 г углерода. В результате в осадочных породах земной коры накоплено углерода на несколько порядков величин больше, чем его содержится в атмосфере и гидросфере. Так количество углерода в атмосфере оценивается величиной 6,3 ∙ 1017 г, в гидросфере 3,6 ∙ 1019 г. Концентрация углерода в земной коре в виде каустобиолитов оценивается величиной 6,4 ∙ 1021 г, а в виде известняков и доломитов 5 ∙ 1022 г. Подавляющая часть захороненных в земле каустобиолитов имеет органическое происхождение. Осаждение карбонатов идет преимущественно биологическим путем. Следовательно, их энергетический потенциал можно рассматривать как ресурсы преобразованной и законсервированной солнечной энергии, накопленные за миллиарды лет существования жизни на нашей планете. Вместе с тем накопление каустобиолитов и карбонатных пород в толще осадочного слоя земной коры, подстилающего океаны, представляет собой результат мощного крупномасштабного взаимодействия атмосферы, биосферы, водной оболочки и литосферы.

Основная масса азота, поступающего в морские воды, также имеет атмосферное происхождение. В 1 л воды в среднем содержится около 13 мг растворенного азота. Меньшая часть азота в океане высвобождается в результате разложения органической материи.

Непосредственным источником кислорода в океанической воде является также кислород атмосферы. Способность воды растворять кислород достаточно велика. В результате океан нормально аэрируется до самых больших глубин. Но воздух сам получает кислород, который высвобождающийся в процессе фотосинтеза, из поверхностного слоя океана. По мнению А. П. Виноградова этот процесс потребляет только около 2% поступающей солнечной энергии. Но этой энергии хватает, чтобы фотосинтез в поверхностном слое явился главным фактором обеспечения атмосферы кислородом.

Поверхностный слой воды перенасыщен кислородом, что видно по постоянному присутствию пузырьков газа на планктонных организмах. При дыхании растения потребляют около 15% продуцируемого ими кислорода, часть потребляют другие организмы, часть уходит из поверхностного слоя с погружающимися массами воды при вертикальном перемешивании, но большая часть кислорода отдается в атмосферу.

Количество выделяемого при фотосинтезе кислорода зависит непосредственно от интенсивности фотосинтеза. Поэтому области интенсивного фотосинтеза одновременно представляют собой области и перенасыщения кислородом и интенсивной отдачи его в атмосферу. В океанических областях с малой продуктивностью фитопланктона, напротив, происходит поглощение кислорода из атмосферы. При морском волнении, особенно при сильных штормах, отдача кислорода в атмосферу значительно усиливается.

Загрузка...