Портал садовода - Vsetsvetet

Анализ лирического произведения а н плещеева весна. Анализ стихотворения «Весна» Плещеева. Пора метелей злых и бурь

Создание стихотворения относится к 1858 году, когда происходит возвращение домой из ссылки Плещеева. В Москве он полностью занялся литературой. Плещеев пишет стихи, поэмы, также переводит тексты.

В этот же год у него был выпущен сборник стихов. Тема его – это люди, прозревшие и отказавшиеся от безобразного существования в жизни. Все его стихи проникнуты переживанием за порабощенную родную сторону, а также веру в правом деле. Само стихотворение вызывает чувства волевые, свободные и расцвета. Кроме того «птичка» вызывает грусть и жалость, а

Также то, что она маленькая и беззащитная.

Начинает свое повествование автор с вопроса к этому маленькому существу «для чего…ты так рано прилетела?». Сразу не понятно, когда это все происходит. Но одно ясно, что время прилета наступило раньше. И события происходящие в настоящее время не соответствуют действительности.

В это время еще природа не проснулась от зимы. В самом стихотворении присутствует легкость и тепло, но потом происходит нарушение этой гармонии темные облака заволокли все небо, солнце исчезло. А погода стала ветреной, даже тростник сильно склонен до земли. В этой части произведения у читающих

Появляется тревожное чувство, беспокойство. А тона краски меняются на противоположные.

И все заставляет задуматься, просто нет понятия о каком времени года поэт рассказывает. Но слова о тростнике желтом и сухом все-таки дают ответ на поставленный вопрос. Так как только весной он бывает высохшим и потрескавшимся. А кучевые облака появляются во время грозы.

И как подтверждение этому автор повествует «Вот и дождик, посмотри-ка, Хлынул словно из ведра». Здесь показано противостояние стужи и жары, зимы и лета. А цитата «Скучно, холодно…» говорит, что сам поэт находится в печали, скуке. На душе у него пусто и одолевает грусть.

На протяжении Плещеев описывает состоянии природы, которые говорят о неблагоприятном времени для прилета птиц. В произведении имеется диалог, который создает вид события и повествования. И в конце стихотворения птичка отвечает на поставленный вопрос, что она прилетела раньше не для веселья и радости. У нее есть другая цель для прилета.

Первые строки этого произведения знают многие. А весной под щебетание птиц с уст невольно слетает: «Травка зеленеет, солнышко блестит». Но не всем известно, что написал стихотворение А. Плещеев, а называется оно «Сельская песня». Год написания – 1858.

Тема стихотворения – весна и ее вестница – ласточка. А. Плещеев утверждает, что настоящая весна начинается с прилетом первой ласточки, эта птица дарит людям надежду на тепло и счастье.

Ласточка – ключевой образ произведения, кроме нее, важную роль для раскрытия темы играет лирический герой. Начинается стихотворение незатейливой пейзажной зарисовкой: «Травка зеленеет, солнышко блестит». Но уже этой картинки достаточно, чтобы читатель представил погожий весенний денек. Уменьшительно-ласкательные слова помогают создать радостную непринужденную атмосферу.

Дальше рассказывается о ласточке, которая прилетает с весной из далеких стран. Не удивительно, что для раскрытия весенней темы А. Плещеев выбрал именно ласточку. В русском фольклоре она символизирует теплое время года, новую жизнь. В христианстве ее воспринимают как символ воскрешения.

Птица залетает в сени. Эта деталь намекает, что речь идет о «деревенской» весне. Лирический герой с радостью встречает ласточку, он не дождется, когда та начнет щебетать. Герой обещает угостить птичку зернами, прося спеть для него песню, принесенную из далеких краев. Последний куплет объясняет название стихотворения. Автор имел в виду веселую песню пробуждения всего живого.

Стихотворение А. Плещеева «Сельская песня» лаконичное. Тем не менее, условно его можно разделить на смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ о прилете ласточки, просьба лирического героя. Формально произведение состоит из трех катренов. Стихи «Сельской песни» объединены перекрестной рифмовкой. Во втором и третьем четверостишьях есть строки, которые не рифмуются, но ритм от этого не нарушается. Стихотворный размер – трехстопный хорей.

В анализируемом стихотворении нет сложных средств выразительности. Большинство тропов создано на фольклорной основе. Тем не менее, художественная простота придает образам и пейзажам особого очарования, отображает народное восприятие прихода весны. В небогатом наборе тропов есть эпитеты («солнце краше», «весна милей», «страны далекие») и метафоры («ласточка с весною в сени к нам летит», «прощебечь с дороги нам привет скорей», «песню спой, что… принесла с собой»).

Привлекает внимание интонационный рисунок стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит». В нем есть оборванные синтаксические конструкции. Традиционно они помогают передать грусть или задумчивость, но в анализируемом произведении выражают наслаждение. А в последней строфе такое предложение еще и намекают на то, что люди замерли в ожидании щебетанья ласточки. Весенняя радость подчеркивается при помощи ассонанса, например, в первой строке нанизаны слова с гласными «а», «е»: «травка зеленеет».

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Весна"

Знаменитое стихотворение Алексея Плещеева «Весна» написано в лучших российских традициях. Оно передает радость от прихода весны, и все вокруг представляется как обновление природы. Начал таять снег, собираясь в ручейки, еще только начало весны, но все говорит о том, что тепло не за горами.

Поэт представляет, как скоро зазвучат соловьиные трели и «лес оденется листвою», и это явственно чувствуется по самому настрою стихотворения. Человек радуется, что зима позади с ее студеными морозами, а впереди - радость и тепло, потому что «унесла зима заботы»!

Плещеев затрагивает тяжкий труд крестьян, впереди у них страда, но даже эти люди рады весне, потому что невозможно не радоваться такому великолепию, и «все лица весело глядят». Поэт говорит о весне, как о великом чуде, которого ждут всю долгую зиму.

И все же рассуждая о трудностях зимы и радостном весеннем шествии, автор стихотворения подчеркивает, что все это - явления природы, вполне естественные и понятные. Их надо принимать и жить в гармонии с ними, только так возможно настоящее счастье.

И это состояние счастья очень хорошо прослеживается в строках стихотворения. Плещеев замечает и звонкий смех детей, и оживление птичек. В природе все радуется и ждет разгара весенней поры. Каждое существо подвластно веяниям природы, а потому находится с ней в тесной связи.

Все стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» - так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.

Яркий и самобытный поэт, талантливый мастер слова Алексей Плещеев небольшими набросками, маленькими деталями создает великолепную картину наступающей весны. Он подобно художнику, прописывает каждую деталь, даже самую маленькую.

Из этих небольших набросков складывается целостная радужная картина приближающейся весны. Простая фраза «в окно повеяло весною» четко обозначила замечательный миг наступления тепла и счастья.

Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.

Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев. Но поэт точно знает, что уже скоро весна полностью вступит в свои права.

В момент стихотворения небо уже по-весеннему чисто, солнце светит теплей и ярче. Можно радоваться, что злые бури надолго ушли. Весна, теплая погода, солнечный свет всегда ассоциируются у людей с добротой, молодостью, свежестью.

Автор приходит от описания внешнего к своим ощущениям. Человек также вместе со всей природой возрождается, чувствует прилив оптимизма: сердце бьется радостно. Кажется, что все заботы унесла зима, а впереди лишь счастье.

И у всех вокруг похожие ощущения: весёлые лица, счастливые взгляды. Особенно рады окончанию зимы те, у кого больше нет повода для радости – бедняки, трудяги. Несмотря на свой тяжкий труд, они радуются весне, как празднику. Также радуются весне беззаботные птички и дети – для них это абсолютно естественно.

Конечно, поэт использует такие устаревшие сейчас слова как «лазурь», «взор». Написано это произведение в конце девятнадцатого века, когда социальный вопрос стоял особенно остро в России.

Пожалуй, это самое известное стихотворение Плещеева о весне, но поэт создал ещё несколько произведений с аналогичным названием.

Например, одно описывает старый сад в разгар весны. Здесь уже всё зелёное, всё цветёт – сад возродился. Он полон ароматов, бабочек, пчёл, птиц. Восхищенный рассказчик почти плачет от восторга, он ощущает высшую силу во всём. В стихотворении много описаний и восклицаний.

Другое произведение начинается с песни жаворонка. Она снова предвещает приход весны. Её, как милую и долгожданную гостью, рады поприветствовать все. Даже старики, даже несчастные – все, хоть на мгновение, но улыбнутся.

Третье раскрывает окно в весенний сад. В нём всё прекрасно, радостно и вольно. На его весенние просторы хочется сбежать автору из душных комнат, от продажных и подлых людей. Русскую природу он называет стыдливой, а народ – воскресшим. Несколько раз поэт восклицает: «В поля!»

У Алексея Плещеева ещё множество стихотворений, посвященных этому прекрасному времени года, хотя они уже и под другим названием. Видно, что именно весна вдохновляла Алексея Николаевича. Теперь его стихи вдохновляют читателей.

Анализ стихотворения Весна Плещеева 5 класс

Весна – это прекрасная пор года, когда хочется жить и быть счастливым, несмотря ни на какие проблемы в нашей жизни. Недаром многие поеты-романтики, и не только романтики, но даже реалисты, описывали природу весной и чувств, которые вызывает у нас весна и природа, а также – нежное солнце и воздух.
Плещеев - русский поет, который написал произведение «Весна» в 1872 году. Это стихотворение стало после считаться самым знаменитым из всех его произведений.

Это произведение может по праву называться самым лучшим, ведь в этом стихе описываются все красивые и приятные проявления весной в природе.

В первом куплете стиха сразу же начинает чувствоваться какие-то изменения в природе. Пусть даже небольшие, но все же какие-то. Весна – самое красивое и приятное время года, когда кажется, нет никаких проблем. Автор произведения выражает надежду, что снег, который немного перележал свои сроки – скоро станет мягким и в конце-концов – растает.

Невозможно скрыть радость и надежду, которая выражается автором, что солнце скоро выйдет окончательно, и засияет сильнее обычного. И тогда уже запоют птицы – соловьи.

Вообще, на всем процессе чтения стихотворения Плещеева «Весна» - ощущается, что автор, когда писал стих, радовался и ощущал пробуждения к жизни после долгой и холодной зимы. В стихотворении писателя есть строки, в которых он описывает радость простых людей, которые только и знают, чтобы трудиться и как-то прокормить себя и своих детей. Обычные крестьяне – ведь они очень много работают в земле и на ней. А потому они должны радоваться, что идет весна – теплая и радостная, так как еще это означает, что новый этот год будет лучше предыдущего. И есть возможность изменить все к лучшему.

Прекрасный поет, Плещеев, смог передать на протяжении всего произведения хорошие воспоминания и впечатлении от этой поры года. Ведь весна – всегда делала нас, людей, в чуточку раз больше счастливее. Весна дарит всем тепло и радость, а потому нужно относиться и к ней также хорошо, да и к людям тоже, ведь тогда все будет намного раз больше.

Поет в каждой строчке стихотворения «Весна» смог передать прекрасные ощущения свободы, счастья, наполненной радости. Эта пора года наполнена только хорошими впечатлениями и настроем. Потому никак нельзя грустить, передавая плохое настроение другим. Плещеев хорошо выразил и передал свои чувства в своем произведении «Весна».

Строчки куплетов – хорошо и качественно рифмуются, а потому читать намного удобнее и декламировать еще лучше.

Анализ стихотворения Весна по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Какая грусть! Конец аллеи… Фета

    Как только появляется ранний цикл Фета под названием «Снег», то в его лирику плотно входят красивые картины пейзажа, которые можно увидеть только зимой. В сихотворении Какая грусть! Конец аллеи… автор многообразно описывает завывания

  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

    Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей

  • Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…
  • Анализ стихотворения Люблю одно Брюсова

    Стихотворение написано достаточно легко и позитивно, несмотря на то, что лирика, написанная в любовном жанре, часто рассказывает о переживаниях лирического героя.

  • Анализ стихотворения Кот и лодыри Маршака

    Произведение относится к разряду детского творчества писателя и представляет собой поучительное стихотворение для подрастающего поколения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕНИЯ И ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО И А.Н ПЛЕЩЕЕВА

Выполнила студентка II курса ОД

Никонова Татьяна

Преподаватель: Александров М.А.

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя -- 25 октября 1893,Санкт-Петербург) -- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 800 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Биография

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец -- Илья Петрович Чайковский (1795--1880) -- выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского повета и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от типа казачьей лодки, использовавшейся запорожцами для набегов. Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695--1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время. Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей. Илья Петрович, отец композитора, был 10-м ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство. В 1837 году Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году -- сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган -- оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году -- в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы -- увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов Ї членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65. биография творчество чайковский плещеев

1870-е годы в творчестве Чайковского Ї период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876Ї1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода Ї Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых Ї Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины Ї 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Творчество

В 1866 году дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur.; начал Первую симфонию;

1867 год -- исполнение Andante и скерцо из Первой симфонии в Русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге.

1866--1867 годы -- написаны увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале».

1867 год -- начата работа над оперой «Воевода»; в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из неё.

1868 год -- в симфоническом собрании в Москве русского музыкального общества с большим успехом исполнена Первая симфония. С недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге.

30 января 1869 года в Большом театре в Москве -- премьера оперы «Воевода». Либретто -- композитора и А. Н. Островского по его пьесе («Сон на Волге»). Дирижёр -- Мертен. В ролях: Нечай Шалыгин -- Финокки, Влас Дюжой -- Радонежский, Настасья -- Анненская, Марья Власьевна -- Меньшикова, Прасковья Власьевна -- Кроненберг, Степан Бастрюков -- Раппорт, Дубровин -- Демидов, Олёна -- Иванова, Резвый -- Божановский, Шут -- Лавров, Недвига -- Розанова, новый Воевода -- Корин). В 1870-х годах Чайковский уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

В 1869 году закончена опера «Ундина», которая не ставилась. Она уничтожена автором в 1873 году, за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения. Осенью написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Написано шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой».

1871 год -- первый квартет D-dur.

1870--1872 годы -- сочинена опера «Опричник», собственное либретто по повести И. И. Лажечникова.

31 мая 1872 года -- состоялась премьера кантаты «В память 200-летия рождения Петра Великого», написанной по заказу и специально к открытию Политехнической выставки 1872 года.

1873 год -- симфоническая фантазия «Буря». А также музыка для весенней сказки «Снегурочка» А. Н. Островского в Большом театре.

12 апреля 1874 года в Мариинском театре премьера оперы «Опричник» (дирижёр Направник; Жемчужный -- Васильев 1-й, Наталья -- Рааб, Митьков -- Соболев, Морозова -- Крутикова, Андрей -- Орлов, Басманов -- Васильев 2-й, Вязьминский -- Мельников, Захарьевна -- Шредер).

4 мая 1875 года в Большом театре постановка оперы «Опричник» (дирижёр Мертен; Жемчужный -- Демидов, Наталья -- Смельская, Морозова -- Кадмина, Андрей -- Додонов, Вязьминский -- Радонежский, Басманов -- Аристова).

1875 год -- на конкурсе русского музыкального общества опере «Кузнец Вакула» присуждена первая премия.

1876 год -- постановка в Петербурге оперы «Кузнец Вакула», позднее переделанной в «Черевички».

20 февраля 1877 года -- постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» по либретто В. Бегичева и В. Гельцера. (Одетта-Одиллия -- Карпакова, Зигфрид -- Гиллерт, Ротбарт -- Соколов; балетмейстер Рейзингер, дирижёр Рябов, художники Вальц, Шангин, Гроппиус).

1878 год -- на всемирной выставке в Париже под управлением Н. Г. Рубинштейна исполнялись Второй фортепианный концерт, «Буря», серенада и вальс для скрипки. Рост известности в Европе. Написана «литургия св. Иоанна Златоуста».

«Детский альбом» Op. 39 -- сборник пьес для фортепиано, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

17 марта 1879 года -- первое представление оперы «Евгений Онегин», силами учащихся московской консерватории на сцене московского Малого театра.

1879 год -- написана опера «Орлеанская дева» с либретто самого композитора по драме Ф.Шиллера в переводе В. А. Жуковского, драме Ж. Барбье «Жанна д"Арк» и по либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме.

13 января 1880 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия -- Калмыкова и Гейтен, Зигфрид -- Бекефи.

7 ноября 1880 года -- в Каменке закончена Торжественная увертюра «1812 год», написанная по заказу Н. Г. Рубинтштейна. На титульном листе партитуры написано: 1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский

13 февраля 1881 года -- премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре (дирижёр Направник; Карл VII -- Васильев 3-й, Кардинал -- Майборода, Дюнуа -- Стравинский, Лионель -- Прянишников, Тибо -- Корякин, Раймонд -- Соколов, Иоанна д"Арк -- Каменская, Агнесса -- Рааб).

За год до освящения храма Христа Спасителя, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки 8 августа (20 августа) 1882 года, была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижер И. К. Альтани).

28 октября 1882 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия -- Калмыкова и Гейтен, Зигфрид -- Бекефи.

Апрель 1883 года -- опера «Евгений Онегин» исполнена в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике. Опера «Мазепа».

3 февраля 1884 года -- в Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа», либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава». (дирижёр Альтани, режиссёр Барцал, художники Шишков и Бочаров, балетмейстер Иванов; Мазепа -- Корсов, Кочубей -- Борисов, Мария -- Павловская, Любовь -- Крутикова, Андрей -- Усатов, Орлик -- Фюрер, Искра -- Григорьев, Пьяный казак -- Додонов).

1885 год -- опера «Мазепа» поставлена в Тифлисе. Подготовлена новая редакция оперы «Кузнец Вакула» под названием «Черевички».

20 октября 1887 года в Петербурге в Мариинском театре премьера оперы «Чародейка» (либр. И. В. Шпажинского по его же одноимённой трагедии). Дирижёр Чайковский, худ. Бочаров; князь Курлятев -- Мельников, Княгиня -- Славина, Юрий -- Васильев 3-й, Мамыров -- Стравинский, Настасья -- Павловская).

1887 год -- опера поставлена в Тифлисе (дирижёр Ипполитов-Иванов; Настасья -- Зарудная),

19 января 1887 года в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец Вакула», либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, с добавлениями композитора. (дирижёр Чайковский, художник Вальц; Вакула -- Усатов, Оксана -- Климентова, Солоха -- Светловская, Чуб -- Матчинский, Пан Голова -- Стрелецкий, Бес -- Корсов, Школьный учитель -- Додонов, Светлейший -- Хохлов, Панас -- Григорьев).

1888 год -- император Александр III назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб.

3 января 1890 года -- премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» по либретто И. А. Всеволожского. (Аврора -- Брианца, Дезире -- П. Гердт, фея Сирени -- М. М. Петипа, Карабос -- Чекетти; балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художник Бочаров, Левот, Андреев и Шишков, костюмы Всеволожского).

1890 год -- в Большом театре (Москва) поставлена опера «Чародейка».

7 декабря 1890 года в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева), (дирижёр Направник, постановка Палечека, режиссёр Кондратьев, художники Васильев, Янов, Левот, Иванов и Андреев, балетмейстер Петипа; Герман -- Н. Фигнер, Томский -- Мельников, Елецкий -- Яковлев, Чекалинский -- Васильев 2-й, Сурин -- Фрей, Чаплицкий -- Кондараки, Нарумов -- Соболев, Распорядитель -- Ефимов, Лиза -- М. Фигнер, Графиня -- Славина, Полина -- Долина, Гувернантка -- Пильц, Горничная -- Юносова, Прилепа -- Ольгина, Миловзор -- Фриде, Златогор -- Климов 2-й).

19 декабря 1890 года -- опера «Пиковая дама» поставлена в Киеве артистами оперной антрепризы И. П. Прянишникова (дирижёр Прибик; Герман -- Медведев, Томский -- Дементьев, Елецкий -- Тартаков, Графиня -- Смирнова, Лиза -- Мацулевич).

1891 год -- написана опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля Рене»). Опера «Пиковая дама» поставлена в Большом театре (дирижёр Альтани, художники Вальц и Лебедев, балетмейстеры Петипа и Иванов; Герман -- Медведев; Томский -- Корсов, Елецкий -- Хохлов, Лиза -- Дейша-Сионицкая, Полина -- Гнучева, Графиня -- Крутикова); музыка к «Гамлету», поставленному в Михайловском театре (Петербург).

6 декабря 1892 года -- премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта» (дирижёр Направник, декорации Бочарова; король Рене -- Серебряков, Роберт -- Яковлев, Водемон -- Фигнер, Эбн-Хакия -- Чернов, Альмерик -- Карелин, Бертран -- Фрей, Иоланта -- М. Фигнер, Марта -- Каменская, Бригитта -- Рунге, Лаура -- Долина) вместе с балетом: «Щелкунчик». (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). (Клара -- Белинская, Фриц -- В. Стуколкин, Щелкунчик -- С. Легат, фея Драже -- Дель-Эра, принц Коклюш -- П. Гердт, Дроссельмейер -- Т. Стуколкин; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы -- Всеволожский и Пономарёв).

А.Н. Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете. За участие в кружке М. Петрашевского приговорён в 1849 году к смертной казни, заменённой ссылкой в Оренбургские линейные войска.

Как поэт Плещеев начал печататься в 1844 году. Стихи поэта «Вперёд! Без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…» из первого сборника «Стихотворения» (1846) стали революционными песнями. После ссылки Плещеев примкнул к революционным демократам, сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки». На 60-е годы падает расцвет творчества поэта: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861 и 1863), 2 тома «Повестей и рассказов».

В стихах Плещеева, посвящённых народной жизни («Скучная картина», «Родное»), и в сатире на либералов заметно влияние Н. Некрасова. В любовную и пейзажную лирику Плещеева вторгаются гражданские мотивы («Летние песни»). Писал Плещеев стихи и для детей (сборник «Подснежник»,1878). Поэтом переведены произведения европейской литературы: немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французской (В. Пого, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петефи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля). Многие стихи Плещеева положены на музыку («Ни слова, о друг мой…» П. Чайковского, «Ночь пролетала над миром» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Стихотворение

Был у Христа-младенца сад,

И много роз взрастил он в нем;

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал он;

Они сорвали по цветку,

И сад весь был опустошен.

«Как ты сплетешь теперь венок?

В твоем саду нет больше роз!»

- «Вы позабыли, что шипы

Остались мне»,- сказал Христос.

И из шипов они сплели

Венок колючий для него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

Историко-стилистический анализ

Это чувственное стихотворение на библейский сюжет очень чисто передаёт печальное настроение мрачных моментов жизни Иисуса Христа. Кажется, будто в этом стихотворении заключена вся жизнь Христа: его характер, поступки, дружба и предательство… Но, тем не менее, оно носит название «Легенда» неспроста: язык этого трогательного стихотворения понятен по-своему и ребенку, и взрослому.

Музыкально-теоретический анализ

Музыка миниатюры «Легенда » по своему эмоциональному развитию неразрывно связана с лирическим текстом стихотворения. Поэтические приёмы придают исполнению нежность, ласку, а то напряженную окраску. Композитор выбрал для своего произведения тональность E moll (ми минор), которая создает открытую, свободную, не угнетающую атмосферу. Тональность хорошо чувствуется на протяжении всего произведения. В произведении используются: отклонение в тональность VII ступени (ре мажор), ходы по основным гармоническим функциям, мелодический и гармонический минор. Голосоведение плавное, удобное, технически очень сложных скачков не наблюдается, звуки перетекают один в другой. Ритмика произведения связана с естественным произношением слов. Склад произведения - гомофонно-гармонический. Размер - , простой двухдольный метр. Произведение написано в простой двухчастной куплетной форме. В произведении 67 тактов, начинается с сильной доли. Темповая характеристика - Moderato , фактически темп не быстрый, около 50 четвертных долей в минуту. Динамика произведения довольно подробно расписана автором и очень разнообразна - от pp до ff . Дыхание цепное на протяжении всего произведения, общее дыхание берется во время пауз. Фразировка идет за поэтическим текстом.

Благодаря одновременной артикуляции и отсутствию ритмических пересечений между партиями создается ансамбль. Несмотря на характеристику legato на протяжении всего произведения, слова должны произноситься четко и выразительно, важно при этом избежать «дробления».

Вокально-хоровой анализ

Хоровая партитура написана для смешанного хора а-капелла, состоящего из четырёх партий: S, A, T, B. D ivisi встречается в двух местах: в начале второй страницы у басов

и в заключительном аккорде. Максимальное количество одновременно звучащих голосов - 5.

Общий диапазон произведения - от ми большой октавы до соль второй.

Сопрано : от ре первой октавы до соль второй.

Альты : от ля малой октавы до до второй.

Тенора : от ми малой октавы до соль первой октавы.

Басы : от ми большой октавы до ре первой.

Все тесситуры довольно удобны, и даже в местах, где тесситура граничит с высокой, динамический оттенок - forte , fortissimo , что значительно облегчает пение высоких нот. Здесь необходима большая аккуратность и прикрытие звука во избежание «писклявости»; важно придать звуку благородный тембр и не срываться на «крик». За счет общей однородности динамики и одновременной артикуляции тесситурный ансамбль создается естественным путем. Как и в любом смешанном хоре, важно свести к минимуму тембральные различия.

Вокально-хоровые трудности

Интонационные:

Интонационные трудности возникают, начиная с 16 такта: появляются разнообразные скачки и ходы, украшающие мелодию и добавляющие звучанию ритмики:

Наблюдаются скачки на ч. 4, ч. 5, ч. 8, м. 6, ум. 4. В мелодике встречаются хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Ритмические:

Сложных ритмических фигур в произведении нет, важно очень четко показывать каждую из долей, снятия и ауфтакты. Также очень важны точность произношения (особенно раскатистое «Р»), артикуляция, ритмическая пульсация. Практически все произведение исполняется на цепном дыхании и очень связно. Вообще вся ритмика произведения очень связана с естественным произношением слов в стихотворении, сильные доли совпадают с ударением в словах. Необходимо уделить внимание распеванию гласных и немного утрированному, но короткому произнесению согласных. Главными трудностями являются чёткие, одновременные вступления, снятия, паузы.

Динамические:

Задача руководителя хора - добиться равномерного, единообразного звучания на протяжении всего произведения, на длительных нотах - аккуратное взятие и небольшое нарастание звучания к концу длительности. Очень важно для хориста слушать другие партии, ощущать себя частью ансамбля. Как правило, чем ниже звук, тем хуже его слышно; т. о. в случае деления басов сопрано необходимо кое-где прикрывать звук во избежание их заглушения. Устойчивый уровень громкости способствует динамическому объединению, а резкие смены звука - членению. Резкие смены силы и громкости звука представляют собой определённую исполнительскую трудность, особенно в случае отсутствия цезуры.

Введение цезуры поспособствует более четкому динамическому и интонационному переходу, а её отсутствие в свою очередь может привести к смазанности при переходе от одного нюанса к другому. Важная задача дирижёра - ярко показать границы всех нюансов.

Вокальные:

Так как произведение исполняется в спокойном темпе и на legato , очень важно уделить внимание одновременному проговариванию слов: согласные должны проговариваться немного утрированно, чётко и довольно быстро, а гласные - быть распевными и округлёнными. В начале каждой фразы нужно очень осторожно слушать других певцов и подстраиваться под общее звучание, а на следующий аккорд ни в коем случае не «набрасываться». Очень важно аккуратно и чисто вступить в самом начале произведения в унисон всего хора. Также при исполнении скачков необходимо аккуратно переходить на исполняемый звук, заранее его внутренне услышав. Особенных дикционных сложностей не наблюдается.

Дирижёрские:

В произведении встречаются различные динамические характеристики, поэтому дирижёрский жест должен сочетать в себе плавность, пластичность, гибкость, в то же время размах, чёткость, силу. Движения дирижёра следуют за характером музыки: при увеличении громкости и эмоционального напряжения амплитуда движения руки увеличивается и наоборот. На характер жеста оказывает влияние уровень т.н. дирижёрской плоскости: высота рук не остаётся неизменной на протяжении всего исполнения. На её положение влияют сила звучания, динамические изменения, характер звуковедения и другое.

Очень важно обозначить в жесте «вилочки» и добиться их органичного звучания:

Наиболее подходящая для «легенды» дирижёрская схема - двухдольная. Везде нужны довольно большие ауфтакты. Движением важно выразить нарастающую и убывающую динамику, темп, эмоциональное напряжение (движения рук шире, взмах крупнее), активное снятие. Также очень важно органично показать динамический спад на piano после достаточно напряженного forte . В заключении - жест становится значительно глубже в связи с fortissimo , аккуратное, но обозначенное снятие заключительного аккорда на первую долю.

Исполнительские:

Так как фразировка и строение хорового произведения зачастую зависит от строения литературного текста, основной задачей является необходимость установления взаимосвязи и равновесия между стихотворением и музыкой. После установления границ фраз нужно найти кульминацию каждой фразы - выразительную точку; также другой важной задачей является установление связи между фразами. Ни одна частная кульминация не должна звучать так ярко, как заключительная, все выразительные музыкальные моменты должны быть подчинены главной смысловой вершине произведения.

Миниатюра «Легенда» очень нежная, трогательная, чувственная, в то же время печальная и романтическая.

Основной сложностью этого произведения является эмоциональное развитие и раскрытие.

Очень важно при разучивании придать значение самому стихотворению, лирике, нарисовать в воображении художественные образы и передать их хору, т.к. без искренних эмоций исполнение в корне теряет свой смысл.

Использованная литература

1. Самарин В. А., «Хороведение»

2. Чесноков П. Г., «Хор и управление им»

3. «Википедия», свободная энциклопедия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализ произведения для хорового исполнительства "Легенда". Ознакомление с историей жизни и творчества автора музыки Чайковского Петра Ильича и автора текста Плещеева Алексея Николаевича.

    краткое изложение , добавлен 13.01.2015

    Биография композитора, дирижёра и музыкально-общественного деятеля П.И. Чайковского. Музыкально-теоретический анализ хора "Соловушко". Лирический характер, ладогармонические и метроритмические особенности запева. Вокально-хоровые и дирижерские трудности.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения "Пиковая дама", гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

    реферат , добавлен 14.06.2014

    Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения "Я убит подо Ржевом". Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2016

    Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые черты творческой индивидуальности Чайковского. Произведения, написанные известным композитором.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Общие сведения о произведении "Тебе поем" П.И. Чайковского, входящем в состав сочинения "Литургии святого Иоанна Златоуста". Анализ поэтического текста "Литургии". Музыкально-выразительные средства произведения "Тебе поем". Его вокально-хоровой анализ.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая "начинка" хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

    реферат , добавлен 21.05.2016

    Биографии авторов литературного и музыкального текстов произведения "Осень" композитора Цезаря Кюи и писателя Алексея Плещеева. Разбор пейзажно-лирической зарисовки, написанной для детского и женского хора с сопровождением в тональности d-moll.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2014

    Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

    реферат , добавлен 24.04.2016

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

Загрузка...