Портал садовода - Vsetsvetet

Боковая почка побега в разрезе рисунок. Рассмотреть на предложенных образцах побеги растений с различными типами ветвления. Определить тип ветвления, записать в тетрадь. Ветвление и кущение побегов

§ 22. Побег и почки (продолжение)

Строение почек

Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды .

В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель , на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья . В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки ; они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег .

Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными , или листовыми. Генеративные , или цветочные , почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Лабораторные работы

Строение почек. Расположение почек на стебле

    1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.

    2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

    3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой С помощью рисунка найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

    4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок в учебнике.

    5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Рост и развитие побега

Вы установили, что почка - это зачаточный, еще не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек . Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестает расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, то он тоже перестанет расти в длину и начнет ветвиться.

Подрезая побеги, искусные садоводы часто придают деревьям и кустарникам причудливые, красивые формы. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

Новые понятия

Побег. Почка. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Вегетативная, генеративная почки. Конус нарастания. узел. Междоузлие пазуха листа. Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение

Продолжение. См. No 37/2002

Лабораторные работы по ботанике и зоологии

Методическое пособие для 6–8-х классов

Строение и расположение вегетативных и генеративных почек

Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.

Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.

Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.

3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?

4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки

Внутреннее строение листа растения

Микропрепарат из листа традесканции можно приготовить самостоятельно, зажав его между двумя предметными стеклами с гладкими краями (шлифованными) и делая лезвием бритвы срезы, постепенно медленно передвигая стекла. Тончайший срез мякоти листа на уроке сделать трудно, поэтому рекомендуется рассматривать готовые микропрепараты или приготовить их заранее.

Цель работы: выяснить внутреннее строение листа растения, взаимосвязь строения листа и клеток покровной ткани с выполняемой функцией.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Поперечный срез листа камелии», листья традесканции и/или амариллиса, предметные стекла, лезвие бритвы, вода в стаканчике.

ХОД РАБОТЫ

1. Для приготовления микропрепарата поперечного среза листа берут лист амариллиса или традесканции, вырезают кусочки с хорошо заметными жилками, складывают вчетверо и режут лезвием бритвы. Срезы переносят на предметное стекло в каплю воды и рассматривают под микроскопом при малом увеличении.

2. Рассмотрите микропрепараты поперечного среза листа, найдите клетки верхнего и нижнего эпидермиса, устьица, сосуды в проводящих пучках.

3. Рассмотрите клетки мякоти листа. Найдите различия между клетками, лежащими под верхним эпидермисом и основной тканью листа. Найдите межклетники. Зарисуйте поперечный разрез мякоти листа, подпишите названия всех его частей. Сравните микропрепарат с рисунком в учебнике.

4. Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Клеточное строение листа

Определение состояния устьичных клеток

Из-за легкой воспламеняемости и токсичности используемых химических веществ работа проводится только на факультативных занятиях и под контролем учителя.

Цель работы: выяснение расположения устьиц на листе и их состояния в зависимости от времени суток.

Материалы и оборудование: листья различных растений, бензин.

ХОД РАБОТЫ

1. На нижнюю сторону листа капните каплю бензина. Посмотрите лист на просвет. Если появилось прозрачное пятно, это означает, что устьица открыты и жидкость через них проникла в лист. Если пятно не образуется – устьица закрыты.

2. Пользуясь указанным методом, выясните: а) на какой поверхности листа находятся устьица у различных растений; б) у каких растений устьица открыты и днем и ночью, у каких – только ночью.

Условие образования хлорофилла

Цель работы: выяснить, при каких условиях у растений образуется хлорофилл.

Материалы и оборудование: семена (горох, овес), 4 горшка (или стаканчика из-под йогурта с дренажными отверстиями) с почвой.

ХОД РАБОТЫ

1. Посадите в два горшочка с почвой семена овса, а в два других – семена гороха. По одному горшочку из каждой пары выставьте на свет, а другие поставьте в темноту. Почву в горшочках умеренно поливайте.

2. Отметьте внешний вид растений, выросших на свету и в темноте.

3. Выставьте на свет растения, выращенные в темноте. Что с ними происходит через некоторое время? Сделайте вывод об условиях, необходимых для образования хлорофилла.

Обнаружение и выделение хлорофилла

Зеленая окраска хлоропластов обусловлена наличием красящего вещества (пигмента) хлорофилла, который легко извлекается спиртом. В хлоропластах имеется два хлорофилла – a и b , которые отличаются строением, свойствами и массой. Кроме хлорофиллов в хлоропластах имеются желтые пигменты – каротин и ксантофилл.

Цель работы: выделение и разделение растительных пигментов, изучение свойств хлорофилла.

Материалы и оборудование: свежесрезанные листья, ступка и пестик, ножницы, стаканчик, пробирки, воронка, фильтр, фильтровальная бумага, спирт (водка).

ХОД РАБОТЫ

I. Выделение хлорофилла из листьев

1. Срежьте свежие листья растения, разрежьте на кусочки и, добавив немного спирта (водки), быстро разотрите в ступке пестиком. Растертую массу залейте спиртом и дайте настояться 2–3 мин.

2. Получившийся раствор, окрашенный в зеленый цвет, профильтруйте. Рассмотрите полученный раствор хлорофилла в проходящем свете (зеленый цвет) и в отраженном свете (вишнево-красный – явление флуоресценции). Если добавить несколько капель воды и встряхнуть, то прозрачный раствор хлорофилла мутнеет (явление флуоресценции исчезает).

II. Разделение хлорофиллов а и b

1. Вырежьте из фильтровальной бумаги полоску, нанесите в ее нижней части метку простым карандашом и опустите до уровня метки в приготовленный ранее раствор хлорофилла.

2. На дно стаканчика налейте спирт (водку).

3. Опустите полоску фильтровальной бумаги в стаканчик так, чтобы она не касалась стенок, но в то же время касалась жидкости на дне. Через 5 минут выньте полоску и высушите. На ней можно различить три полосы: карандашная (линия старта), светло-зеленая (хлорофилл а ) и светло-желтая (хлорофилл b ). Сделайте вывод, почему хлорофиллы а и b поднялись по фильтровальной бумаге вверх на разные расстояния.

Определение по спилу возраста побега и влияние внешних условий

Цель работы: выяснить структуру спила дерева, скорость роста годичных колец в зависимости от климатических условий и породы дерева.

Материалы и оборудование: спилы деревьев (дуб, ясень, тополь или ива, сосна), таблицы, учебник, лупа.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте спилы двух деревьев. Найдите годичные кольца, сосчитайте их и определите возраст стеблей.

2. Ответьте на вопросы.

    Одинакова ли толщина годичных колец по всей окружности? Как это можно объяснить?

    Какие годичные кольца старше и почему: те кольца, что находятся ближе к коре, или те, что находятся ближе к сердцевине?

    Измерьте толщину спилов и вычислите скорость роста побега в толщину по формуле:

V = L /B (для каждого растения),

где V – скорость роста, L – радиус,В – число колец. Какое растение выгоднее выращивать для получения древесины? Объясните, как зависит рост стебля в толщину от условий внешней среды.

Строение видоизмененных побегов (луковицы, клубня, корневища)

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.

ХОД РАБОТЫ

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?

2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.

2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?

2. Зарисуйте фрагмент корневища.

3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы.

Сделайте вывод, какие признаки указывают на то, что клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги.

ЦВЕТОК И ПЛОД

Строение цветка

Для описания строения цветка применяют формулы , в которых используют специальные условные обозначения – буквенные сокращения и значки. Более правильно использовать при оформлении формул латинские (международные) буквы, но русский алфавит, конечно, будет понятнее для школьников. В предлагаемой таблице использованы оба варианта.

Цель работы:

Материалы и оборудование:

Диаграмма – это схематическая проекция цветка на плоскость, которая перпендикулярна к оси цветка. Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма и формула дают более полное представление о строении цветка.

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите, зарисуйте цветок и подпишите его части. Рассмотрите цветок под лупой. Из каких частей он состоит и сколько их? Какова их окраска, срастаются они или нет?

2. Рассмотрите и определите главные части цветка (пестик и тычинки) и их количество. Познакомьтесь с условными обозначениями цветка (формулой и диаграммой). Зарисуйте цветок, его формулу и диаграмму. Сделайте вывод о строении цветка растения как об органе полового размножения.

Приспособленность растений к опылению.
Строение мужских и женских соцветий

Соцветия – это побеги, несущие на себе цветки и не имеющие типичных вегетативных листьев. Объединение многих цветков в одном месте повышает вероятность их опыления, а возможность неодновременного распускания цветков в соцветии снижает вероятность опыления пыльцой того же растения.

Цветки в соцветиях могут быть с цветоножками и сидячими.

Соцветия могут быть простыми и сложными.

Различные типы соцветий связаны с присущими растению типом соплодия и приспособлениями для распространения плодов и семян.

Цель работы: познакомить с наиболее распространенными типами соцветий, их биологической ролью и с приспособлениями, связанными с ветроопылением.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, иголки, лезвия бритвы, увеличительные стекла, веточки ольхи (орешник, береза) с женскими и мужскими соцветиями, гербарии различных типов соцветий, таблицы, фиксированные соцветия редьки дикой, вишни, клевера, одуванчика, смородины, подорожника, образцы соцветий пшеницы, кукурузы, овса, ромашки, подсолнечника, открытки и другой иллюстративный материал.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите с помощью лупы внешнее строение побега. Найдите мужские и женские цветки и соцветия, зарисуйте их.

2. Соберите пыльцу растения из мужских сережек.

3. Ответьте на следующие вопросы. Где и как (одиночно или группами) произрастают растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть ли у этих растений листья во время цветения? Какие цветки и соцветия (мужские или женские) раскрываются первыми и с чем это может быть связано?

4. Заполните следующие таблицы.

Продолжение следует

Задание 10. «Строение побега»


  1. Сделайте подписи к рисунку.

  2. Что такое стебель?

  3. Какой участок побега называется узлом? Междоузлием?

  4. Что такое пазуха листа?


Задание 11. «Листорасположение»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Какой цифрой обозначено растение с супротивным листорасположением? Какое листорасположение называется супротивным?

  2. Какой цифрой обозначено растение с очередным листорасположением? Какое листорасположение называется очередным?

  3. Какой цифрой обозначено растение с мутовчатым листорасположением? Какое листорасположение называется мутовчатым?

Задание 12. «Ветвление побегов»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Как называется ветвление побегов, изображенных на рисунке?

  2. Чем отличается ветвление побегов растения 1 и 2?

  3. Чем отличается ветвление побегов растения 3 и 4?


Задание 13. «Кущение»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Сделайте подписи к рисунку.

  2. Какое ветвление называют кущением?

  3. Для каких растений характерно кущение?

Задание 14. «Строение почек»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какие почки изображены на рисунке буквами А и Б? Ответ поясните.

  2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

  3. Какие почки называются вегетативными?

  4. Какие почки называются генеративными?

Задание 15. «Строение конуса нарастания»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Сделайте подписи к рисунку.

  2. Что произойдет с побегом, если прищипнуть его верхушку?

  3. Что такое пасынкование?

  4. Для чего проводят пасынкование помидоров, винограда?

Задание 16. «Почечные кольца и годичные приросты»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Сделайте подписи к рисунку.

  2. Что такое почечное кольцо?

  3. Что такое годичный прирост побега?

  4. Что называют листовым рубцом?

Задание 17. «Подземные видоизменения побегов»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какие подземные видоизменения побегов обозначены на рисунке буквами А – Г?

  2. Сделайте подписи к рисунку.

Задание 18. «Надземные видоизменения побегов»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



        1. Как называются надземные видоизменения побегов у данных растений?

        2. Какие функции выполняют данные побеги?

Задание 19. «Важнейшие термины и понятия темы»

1. Побег. 2. Узел. 3. Пазуха листа. 4. Листовой рубец. 5. Почечное кольцо. 6. Почки вегетативные. 7. Почки генеративные. 8. Почки верхушечные. 9. Почки пазушные. 10. Почки спящие. 11. 11. Кущение. 12. Пасынкование. 13. Стеблевой суккулент.

Задание 20. «Расположение побегов в пространстве»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Задание 21. «Внутреннее строение
древесного стебля»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 15?

  2. Сколько лет данному растению?

  3. Какое кольцо древесины наиболее старое?

Задание 22. «Внутреннее строение древесного стебля»

Дайте ответ одним предложением:

Задание 23. «Годичные кольца»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Сколько лет этому дереву? Как вы определили возраст дерева?

  2. Почему толщина различных годичных колец неодинакова?

  3. Почему одно годичное кольцо имеет неодинаковую толщину?

Задание 24. «Строение стебля травянистых растений»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Стебли каких травянистых растений изображены на рисунках под буквами А и Б?

  2. Чем расположение проводящих пучков в стебле травянистого двудольного растения отличается от их расположения в стебле однодольного растения?

  3. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?

  4. Чем проводящие пучки двудольных растений отличаются от проводящих пучков однодольных растений?

Задание 25. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Стебель. 2. Чечевички. 3. Перидерма. 4. Первичная кора. 5. Луб. 6. Камбий. 7. Ксилема. 8 Годичное кольцо. 9. Сердцевина. 10. Сердцевинные лучи.

Олимпиадникам!

Задание 26, 27. «Схема первичного строения стебля. Стебель липы»

Ч

Стебель липы


то обозначено на рисунках:

Задание 28, 29. «Строение стебля яблони, кирказона»

Что обозначено на рисунках:


Стебель яблони


Задание 30, 31. «Строение стебля льна, кукурузы»

Что обозначено на рисунках:



З


адание 32, 33. «Строение стебля лютика, ириса»

Что обозначено на рисунках:

Задание 34. «Строение стебля ржи»

Что обозначено на рисунках:


Задание 35. «Расположение проводящих тканей в различных типах стел»

Что обозначено на рисунках:

Задание 36. «Схема эволюции стелы»

Что обозначено на рисунках:


Схема эволюции стелы


Ответы:

Задание 10. 1. 1 – стебель; 2 – лист; 3 – узел; 4 – междоузлие; 5 – пазуха листа; 6 – пазушная почка; 7 - верхушечная почка. 2. Ось побега, несущая на себе листья, почки, цветы и плоды. 3. Место прикрепления листа к стеблю – узел, расстояние меду двумя узлами – междоузлие. 4. Угол между стеблем и листом.
Задание 11. 1. Цифрой 2. Когда от узла отходят два листа, расположенных друг против друга. 2. Цифрой 1. Когда на каждом узле располагается по одному листу, причем основания листьев можно соединить условной спиральной линией. 3. Цифрой 3. Когда от узла отходит три и более листьев.
Задание 12. 1. 1 – моноподиальное, 2 – симподиальное, 3 – дихотомическое, 4 – ложнодихотомическое. 2. При моноподиальном ветвлении верхушечная почка не отмирает, а при симподиальном – отмирает ежегодно и ей на смену приходит ближайшая боковая почка. 3. При дихотомическом ветвлении конус нарастания делится на две части, а при ложнодихотомическом отмирает верхушечная почка, и две супротивно расположенные образуют два верхушечных побега.
Задание 13. 1. 1 – зерновка; 2 – придаточные корни; 3 – надземные побеги. 2. Ветвление, при котором боковые побеги развиваются из подземных или приземных почек материнского растения. 3. Для кустарников, кустарничков, для злаков.
Задание 14. 1. А – вегетативная почка, из нее разовьется побег. Б – генеративная почка, содержит зачаток соцветия. 2. 1 – зачаточный стебель; 2 – зачаточные почки; 3 – зачаточные листья; 4 почечные чешуи. 3. Почки, из которых разовьются побеги с листьями. 4. Почки, из которых разовьются цветки или соцветия.
Задание 15. 1. 1 – конус нарастания; 2 – зачаточный стебель; 3 – зачаточные листья; 4 – зачаточные почки. 2. Прекращается рост стебля в длину, из пазушных почек начинают развиваться боковые побеги. 3. Удаление нежелательных боковых побегов («пасынков»). 4. Для того, чтобы лучше росли и быстрее созревали плоды на главном побеге.
Задание 16. 1. 1 – почечное кольцо, образовавшееся в этом году; 2 – почечное кольцо, образовавшееся в прошлом году; 3, 5 – последний годичный прирост; 4 – годичный прирост прошлого года. 2. След от опавших почечных чешуй. 3. Прирост побега в течение года. 4. След под почкой от опавшего листа.
Задание 17. 1. А – клубень; Б – корневище; В – луковица; Г – клубнелуковица. 2. 1 – подземный столон; 2 – клубень; 3 – основание клубня; 4 – верхушка клубня; 5 – боковая почка и листовой рубец: 6 – кора; 7 – древесина; 8 – сердцевина; 9 – камбий; 10 – верхушечная почка корневища; 11 - чешуевидные листья; 12 – придаточные корни; 13 – стебель; 14 – почки; 15 – сухие листья-чешуи; 16 – сочные листья.
Задание 18. 1. 1 – стеблевой суккулент; 2 – колючка побегового происхождения; 3 – филлокладий; 4 - кладодий; 5 – надземный столон; 6 –– ус побегового происхождения. 2. У кактуса – водозапасающая и ассимиляционная функции; у боярышника – защитная функция; у иглицы и дрока – ассимиляционная; у земляники – вегетативное размножение; у винограда – закрепление растения.
Задание 19. 1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками. 2. Участок стебля, от которого отходит лист. 3. Угол, образующийся между стеблем и листом. 4. След, оставшийся на стебле после опадания листа. 5. Следы от почечных чешуй. 6. Почки, из которых развиваются побеги с листьями. 7. Почки, из которых развиваются цветки или соцветия. 8. Почки, расположенные на верхушках побегов. 9. Почки, расположенные в пазухах листьев. 10. Почки, не дающие побегов длительное время. 11. Ветвление, при котором боковые побеги развиваются из подземных или приземных почек материнского растения. 12. Удаление нежелательных боковых побегов («пасынков»). 13. Видоизмененный стебель, выполняющий водозапасающую и ассимиляционную функцию.
Задание 20. 1 – прямостоячий (подсолнечник); 2 – приподнимающийся (лапчатка метельчатая); 3 – стелющийся (клюква); 4 – ползучий (живучка ползучая); 5 – вьющийся (вьюнок полевой); 6 – лазающий (горох).
Задание 21. 1. 1 – эпидерма; 2 – кора; 3 – камбий; 4 – древесина; 5 – сердцевина; 6 – чечевичка; 7 – пробка (феллема); 8 – первичная кора; 9 – вторичная кора; 10 – ситовидные трубки; 11 – ситовидные поля; 12 – клетки спутницы; 13 – сосуды (трахеи); 14 – трахеиды; 15 – лубяная паренхима. 2. Три года. 3. Находящееся рядом с сердцевиной.
Задание 22. 1. Все ткани, лежащие кнаружи от камбия. 2. Эпидерму, перидерму, корку. 3. Феллему (пробку), феллоген (пробковый камбий), феллодерму. 4. Проводящую, механическую и основную. 5. Ситовидные клетки и ситовидные трубки, лубяные волокна и лубяную паренхиму. 6. Ситовидные клетки и ситовидные трубки. 7. Рост стебля в толщину. 8. Проводящую, механическую и основную. 9. Сосуды (трахеи) и трахеиды, древесные волокна, древесную паренхиму и сердцевинные лучи. 10. Трахеи и трахеиды. 11. Горизонтальный транспорт веществ. 12. Запасающую.
Задание 23. 1. 13 лет. По количеству годичных колец в древесине. 2. Разные условия жизни в разные годы, чем лучше условия, тем толще кольцо. 3. Обычно кольцо шире с южной стороны, там ствол лучше нагревается солнцем.
Задание 24. 1. А – стебель двудольного растения, Б – стебель однодольного растения. 2. У двудольных растений проводящие пучки расположены по кругу, у однодольных – в беспорядке. 3. 1 – механическая ткань, склеренхима; 2 – ситовидные трубки; 3 – камбий; 4 – сосуды. 4. У двудольных – с камбием (открытые), у однодольных – без камбия (закрытые).
Задание 25. 1. Ось побега, несущая на себе листья, почки, цветы и плоды. 2. Участки рыхло расположенных клеток коры, обеспечивающие газообмен и испарение. 3. Вторичная покровная ткань, образованная в результате деятельности феллогена. 4. Часть стебля между эпидермой и центральным цилиндром. Эндодерма не всегда четко выражена. 5. Вторичная флоэма древесных растений, образованная в результате деятельности камбия. 6. Слой клеток вторичной образовательной ткани голосеменных и двудольных цветковых растений, обеспечивающий вторичное утолщение стеблей и корней. 7. Древесина. 8. Кольцо древесины, образованное за один вегетационный период. 9. Ткань, образованная паренхимными клетками в центре стебля. 10. Клетки в ксилеме и флоэме, обеспечивающие горизонтальный транспорт веществ.
Задание 26. Первичное строение стебля. 1 – эпидерма. 2 – первичная кора; 2а – колленхима; 2б – паренхима; 2в – эндодерма; 3 – перициклическая зона; 4 – флоэма; 5 – ксилема; 6 – сердцевина.
Задание 27. Строение стебля липы. а) срез на уровне появления прокамбия; б) на уровне появления камбия; в) на уровне сформированной структуры; 1 – прокамбий; 2 – эпидерма; 3 – перидерма; 4 – колленхима; 5 – паренхима коры; 6 - эндодерма; 7 – перициклическая зона; 8 – первичная флоэма; 9 – твердый луб; 10 – вторичная флоэма (мягкий луб); 11 – сердцевинный луч (7-11 вторичная кора); 12 – камбиальная зона; 13 – осенняя древесина; 14 – весенняя древесина; 15 – вторичная древесина;, 16 – первичная древесина; 17, 18 – сердцевина.
Задание 28. Строение стебля яблони. 1 – пробка; 2 – колленхима; 3 – паренхима первичной коры; 4 – эндодерма; 5 – перициклическая зона; 6 – флоэма; 7 – камбий; 8 – вторичная ксилема; 9 – первичная ксилема; 10 – сердцевинный луч; 11 – сердцевина; 12 – перимедуллярная зона.
Задание 29. Стебель кирказона. а) срез на уровне появления прокамбия; б) на уровне появления камбия; в) на уровне сформированной структуры; 1 – прокамбий; 2 – эпидерма; 3 – колленхима; 4 – паренхима коры; 5 – эндодерма (3-5 первичная кора); 6 – склеренхима перицикла; 7 – флоэма; 8 – ксилема; 9 – пучковый камбий; 10 – межпучковый камбий; 11 – сердцевинный луч; 12 – паренхима сердцевины (6-12 – центральный цилиндр).
Задание 30. Стебель льна. а) – поперечный срез; б и в – лубяные волокна; 1 – эпидерма; 2 – паренхима первичной коры; 3 – эндодерма; 4 – лубяные волокна; 5 – флоэма; 6 – камбий; 7 – вторичная ксилема; 8 – первичная ксилема; 9 – сердцевинный луч; 10 – паренхима сердцевины; 11 – полость; 12 – стенка клетки; 13 – полость клетки; 14 – заостренные концы клетки.
Задание 31. Стебель кукурузы. а) поперечный разрез; б) схема поперечного разреза; 1 – эпидерма; 2 - механическая ткань; 3 –закрытый коллатеральный пучок; 4 – склеренхима; 5 – основная паренхима.
Задание 32. Стебель лютика. а) срез на уровне появления прокамбия; б) на уровне появления камбия; в) на уровне сформированной структуры; 1 – прокамбий; 2 – эпидерма; 3 – паренхима коры; 4 – склеренхима; 5 – флоэма; 6 – пучковый камбий; 7 – ксилема; 8 – паренхима сердцевины; 9 – полость.
Задание 33. Стебель ириса. а) поперечный разрез; б) схема поперечного разреза; 1 – эпидерма; 2 – хлоренхима; 3 – эндодерма (2-3 – первичная кора); 4 – склеренхима перицикла; 5 – закрытый коллатеральный пучок; 6 –основная паренхима (4-6 – центральный цилиндр).
Задание 34. Стебель ржи. а) поперечный разрез; б) схема поперечного разреза; 1 – эпидерма; 2 – механическая ткань; 3 – хлоренхима; 4 – закрытый коллатеральный пучок; 5 – склеренхима; 6 – основная паренхима; 7 – полость.
Задание 35. Расположение проводящих тканей в различных типах стел. а) – протостела; б) – сифоностела; в) – эвстела; г) – атактостела.
Задание 36. Схема эволюции стелы. 1 – протостела (риниофиты, некоторые плауны и папоротники); 2 - актиностела (некоторые плауны и папоротники); 3 – плектостела (большинство плаунов); 4,5 – эктофлойная и амфифлойная сифоностела (многие папоротники); 6 – диктиостела (большинство папоротников); 7 – артростела (хвощи); 8 – эвстела (большинство семенных растений); 9 – атактостела (характерна для однодольных).

Лабораторная работа №5

по теме: « Строение почек. Расположение почек на стебле».

Цель работы: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.

Оборудование: черенки побегов сирени, вишни, смородины, абрикоса, рисунки учебника (страница 27).

Ход работы:

    Рассмотрите побеги разных растений. Зарисуйте и определите расположение почек на стебле.

2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?

3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. В учебнике найдите изображение вегетативной почки в разрезе, сопоставьте с изображением на инструктивной карте, зарисуйте её и подпишите названия ее частей.

4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника.

5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.

Выполните задание. Верно ли утверждение?

1. Почка – это зачаточный побег.

2. Из вегетативной почки появляются цветки.

3. Почки покрыты почечными чешуями.

4. Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий.

5. Из генеративной почки развиваются листья.

6. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточных стебелька, листьев и почек.

7. С наступлением тепла почки набухают, лопаются, и появляются молодые листья или бутоны цветов.

Организм цветкового растения — это система корней и побегов. Главная функция надземных побегов — создание органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. Этот процесс называют воздушным питание растений.

Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек образовавшийся в течение одного лета.

Главный побег — побег, развившийся из почки зародыша семени.

Боковой побег — побег, появившийся из боковой пазушной почки, за счёт которого происходит ветвление стебля.

Удлинённый побег — побег, с удлинёнными междоузлиями.

Укороченный побег — побег, с укороченными междоузлиями.

Вегетативный побег — побег, несущий листья и почки.

Генеративный побег — побег, несущий репродуктивные органы — цветки, затем плоды и семена.

Ветвление и кущение побегов

Ветвление — это образование боковых побегов из пазушных почек. Сильно разветвлённая система побегов получается, когда на одном («материнском») побеге вырастают боковые, а на них, следующие боковые и так далее. Таким способом захватывается как можно больше среды для воздушного питания. Разветвлённая крона дерева создаёт громадную листовую поверхность.

Кущение — это ветвление, при котором крупные боковые побеги вырастают из самых нижних почек, находящихся у поверхности земли или даже под землёй. В результате кущения формируется куст. Очень плотные многолетние кусты называют дерновинами.

Типы ветвления побега

В ходе эволюции ветвление появилось у талломных (низших) растений; у этих растений точки роста просто раздваиваются. Такое ветвление называется дихотомическим , оно свойственно допобеговым формам — водорослям, лишайникам, печёночникам и антоцеротовым мхам, а также заросткам хвощей и папоротников.

С появлением развитых побегов и почек возникает моноподиальное ветвление, при котором одна верхушечная почка сохраняет своё господствующее положение на протяжении всей жизни растения. Такие побеги упорядочены, а кроны стройны (кипарис, ель). Но при повреждении верхушечной почки этот тип ветвления не восстанавливается, и дерево теряет свой типичный внешний вид (габитус).

Наиболее поздний по времени возникновения тип ветвления — симподиальный , при котором любая ближайшая почка может развиться в побег и заменить предыдущую. Деревья и кустарники с таким типом ветвления легко поддаются обрезке, формированию кроны и через несколько лет обрастают новыми побегами, не теряя своего габитуса (липа, яблоня, тополь).

Разновидность симподиального ветвления ложнодихотомическое , которое свойственно побегам с супротивным расположением листьев и почек, поэтому взамен предыдущего побега вырастают сразу два (сирень, клён, чебушник).

Строение почек

Почка — зачаточный, ещё не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.

Вегетативная (листовая почка) — почка, состоящая из укороченного стебля с зачаточными листьями и конуса нарастания.

Генеративная (цветочная) почка — почка, представленная укороченным стеблем с зачатками цветка или соцветия. Цветочная почка, заключающая 1 цветок, называется бутоном.

Верхушечная почка — почка, расположенная на верхушке стебля, прикрытая молодыми зачатками листьев, налегающими друг на друга. За счёт верхушечной почки побег нарастает в длину. Она оказывает тормозящее действие на пазушные почки; удаление её приводит к активности спящих почек. Тормозные реакции нарушаются, и почки распускаются.

На верхушке зачаточного стебля находится ростовая часть побега — конус нарастания . Это верхушечная часть стебля или корня, состоящая из образовательной ткани, клетки которой постоянно делятся путём митоза и дают прирост органу в длину. На верхушке стебля конус нарастания защищён почечными чешуевидными листьями, в нём закладываются все элементы побега — стебель, листья, почки, соцветия, цветки. Конус нарастания корня защищён корневым чехликом.

Боковая пазушная почка — почка, возникающая в пазухе листа, из которой образуется боковой побег ветвления. Пазушные почки имеют такое же строение, как и верхушечная. Боковые ветви, следовательно, также растут своими верхушками, и на каждой боковой ветви конечная почка также является верхушечной.

На вершине побега обычно располагается верхушечная почка, а в пазухах листьев — пазушные почки.

Кроме верхушечных и пазушных почек, у растений часто образуются так называемые придаточные почки . Эти почки не имеют определенной правильности в расположении и возникают из внутренних тканей. Источником их образования могут быть перицикл, камбий, паренхима сердцевинных лучей. Придаточные почки могут образовываться и на стеблях, и на листьях, и даже на корнях. Однако по строению эти почки ничем не отличаются от обычных верхушечных и пазушных. Они обеспечивают интенсивное вегетативное возобновление и размножение и имеют большое биологическое значение. В частности, при помощи придаточных почек размножаются корнеотпрысковые растения.

Спящие почки . Не все почки реализуют свою возможность вырасти в длинный или короткий годичный побег. Некоторые почки не развёртываются в побеги в течение многих лет. При этом они остаются живыми, способными при определённых условиях развиться в листовой или цветоносный побег.

Они словно спят, поэтому их и назвали спящими почками. Когда главный ствол замедляет свой рост или его спиливают, спящие почки трогаются в рост, и из них вырастают облиственные побеги. Таким образом, спящие почки — это очень важный резерв для отрастания побегов. И даже без внешних повреждений старые деревья за счёт них могут «омолаживаться».

Спящие почки, очень характерные для лиственных деревьев, кустарников и ряда многолетних трав. Эти почки не превращаются в нормальные побеги в течение многих лет, нередко они спят в течение всей жизни растения. Обычно спящие почки ежегодно нарастают, ровно настолько, насколько утолщается стебель, именно поэтому они не погребаются нарастающими тканями. Стимулом для пробуждения спящих почек служит обычно гибель ствола. При порубке березы, например, из таких спящих почек образуется пневая поросль. Особую роль спящие почки играют в жизни кустарников. От дерева кустарник отличается своей многоствольностью. Обычно у кустарников главный материнский стволик функционирует недолго несколько лет. При затухании роста главного стволика пробуждаются спящие почки и из них формируются дочерние стволики, которые в росте обгоняют материнский. Таким образом, сама кустарниковая форма возникает в результате деятельности спящих почек.

Смешанная почка — почка, состоящая из укороченного стебля, зачаточных листьев и цветков.

Почка возобновления — зимующая почка многолетнего растения, из которой развивается побег.

Вегетативное размножение растений

Способ Рисунок Описание Пример

Ползучими побегами

Ползучие побеги или усы, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками

Клевер, клюква, хлорофитум

Корневищем

С помощью горизонтальных корневищ растения быстро захватывают большую площадь, иногда в несколько квадратных метров. У корневищ постепенно отмирают и разрушаются более старые части, а отдельные ветви разъединяются и становятся самостоятельными.

Брусника, черника, пырей, ландыш

Клубнями

Когда клубней недостаточно, можно размножать частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Топинамбур, картофель

Луковицами

Из боковых почек на материнской луковице образуются дочерние – детки, которые легко отделяются. Каждая дочерняя луковица может дать новое растение.

Лук, тюльпан

Листовыми черенками

Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни

Фиалка, сансевьера

Отводками

Весной молодой побег пригнуть так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй. К осени образуются придаточные корни.

Смородина, крыжовник, калина, яблоня

Побеговыми черенками

Отрезанную веточку с 3-4 листьями ставят в воду, или сажают во влажный песок и накрывают, чтобы создать благоприятные условия. На нижней части черенка образуются придаточные корни.

Традесканция, ива, тополь, смородина

Корневыми черенками

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-20 см. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нём летом образуются придаточные почки, из них – новые растения

Малина, шиповник, одуванчик

Корневыми отпрысками

Некоторые растения способны образовывать почки на корнях

Прививка черенком

Сначала выращивают из семян однолетние сеянцы – дички. Они служат подвоем. С культурного растения нарезают черенки – это привой. Затем соединяют стеблевые части привоя и подвоя стараясь соединить их камбии. Так ткани легче срастаются.

Плодовые деревья и кустарники

Прививка почкой

С плодового дерева срезают однолетний побег. Удаляют листья, оставляя черешок. Ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Вставляют развившуюся почку с культурного растения длиной 2-3 см. Место прививки туго обвязывают.

Плодовые деревья и кустарники

Культурой ткани

Выращивание растения из клеток образовательной ткани, помещённых в особую питательную среду.
1. Растение
2. Образовательная ткань
3. Разделение клеток
4. Выращивание культуры клеток на питательной среде
5. Получение проростка
6. Посадка в грунт

Орхидея, гвоздика, гербера, Жень-шень, картофель

Видоизменения подземных побегов

Корневище — подземный побег, выполняющий функции отложения запасных веществ, возобновления, а иногда и вегетативного размножения. Корневище не имеет листьев, но имеет хорошо выраженную метамерную структуру, узлы выделяются либо по листовым рубцам и остаткам сухих листьев, либо по листовым рубцам и остаткам сухих листьев, либо по живым чешуевидным листьям и по расположению пазушных почек. На корневище могут формироваться придаточные корни. Из почек корневища вырастают его боковые ответвления и надземные побеги.

Корневища характерны преимущественно для травянистых многолетников — копытень, фиалка, ландыш, пырей, земляника и др., но бывают у кустарников и кустарничков. Длительность жизни корневищ колеблется от двух-трёх до нескольких десятков лет.

Клубни — утолщённые мясистые части стебля, состоящие из одного или нескольких междоузлий. Бывают надземными и подземными.

Надземные — утолщение главного стебля, боковых побегов. Часто имеют листья. Надземные клубни являются вместилищем запасных питательных веществ и служат для вегетативного размножения, на них могут находиться метаморфизированные пазушные почки с зачатками листьев, которые опадают и служат также для вегетативного размножения.

Подземные клубни — утолщение подсемядольного колена или подземных побегов. На подземных клубнях листья редуцированы до чешуек, которые опадают. В пазухах листьев находятся почки — глазки. Подземные клубни обычно развиваются на столонах — дочерних побегах — из почек, расположенных у основания основного побега, выглядят как очень тонкие белые стебельки, несущие маленькие бесцветные чешуевидные листья, растут горизонтально. Клубни развиваются из верхушечных почек столонов.

Луковица — подземный, реже надземный побег с очень коротким утолщённым стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями, запасающие воду и питательные вещества, в основном сахара. Из верхушечной и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а на донце образуются придаточные корни. В зависимости от размещения листьев различают луковицы чешуевидные (лук), черепитчатые (лилия) и сборные или сложные (чеснок). В пазухе некоторых чешуек луковицы есть почки, из которых развиваются дочерних луковицы — детки. Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных условиях и являются органом вегетативного размножения.

Клубнелуковицы — внешне похожи на луковицы, но их листья не служат запасающими органами, они сухие, плёнчатые, часто это остатки влагалищ отмерших зелёных листьев. Запасающий орган — стеблевая часть клубнелуковицы, она утолщена.

Надземные столоны (плети) — недолговечные ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих растений (костянка, полевица, земляника). Обычно они лишены развитых зелёных листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона, загибаясь вверх, даёт розетку листьев, которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются. Народное название этих надземных столонов — усы.

Колючки — укороченные побеги, имеющие ограниченный рост. У некоторых растений формируются в пазухах листьев и соответствуют боковым побегам (боярышник) или образуются на стволах из спящих почек (гледичия). Характерны для растений жарких и сухих мест произрастания. Выполняют защитную функцию.

Побеги суккулентов — надземные побеги, приспособленные для накопления воды. Обычно с образованием суккулентного побега связана потеря или метаморфоз (превращение в колючки) листьев. Сочный стебель выполняет две функции — ассимиляционную и водозапасающую. Характерны для растений, живущих в условиях длительного недостатка влаги. Стеблевые суккуленты наиболее представлены в семействе кактусовых, молочайных.

Загрузка...