Портал садовода - Vsetsvetet

Образы крестьянских детей в рассказе И. Тургенева "Бежин луг". Крестьянские дети в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг Как описывает автор крестьянских детей бежин луг

И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских детей.

Цель: анализ портретов героев как средство изображения их характеров.

Задачи: помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, парная

Оборудование: эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).

Интернет-ресурсы: http :// www . literatura 5. narod . ru / turgenev _ paxomov . html

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Придумано кем-то просто, но мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

«Доброе утро» - солнцу и птицам,

«Доброе утро» -приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

II . Мотивация учебной деятельности.

1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

2. Целеполагание

Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное ).

Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью ).

Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность ).

Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

III . Актуализация знаний, умений, навыков:

1. Работа в парах

У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет )

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

    . (Федя).

    (Павлуша).

    . (Илюша)

    (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

IV . Изучение новой темы

1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры )

2. Чтение по ролям отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)

Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?

Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья )

3. Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

Что же вы услышали из уст мальчишек?

Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых).

V. Релаксация

4. Блиц-опрос

Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете

(Федя. По одёжде)

Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Что готовили мальчики? «Картошку»

- то из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

5. Общие выводы

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

- Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

VI. Рефлексия.

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

VII . Информация о домашнем задании:

    Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

    Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

    Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой .

    У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

    Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки .

    Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Федя

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

Павлуша

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов. Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи. Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.

Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

Федя Костя

Павлуша Ваня

Илюша

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

А) лучше Б) хуже

Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ.

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

"Бежин луг" - рассказ И. С. Тургенева, вошедший в сборник "Записки охотника". В период создания этого проводил много времени в деревне. Основными его собеседниками были охотники, которые сильно отличались от остальных сельских жителей. Именно эти рассказы, а также удивительная природа и послужили вдохновением для создания цикла "Записки охотника". Рассказ "Бежин луг" - небольшое по объему произведение, изобилующее описаниями прекрасных и безмятежных русских пейзажей.

Начинается повествование с того, что в один теплый июльский день охотник теряется в лесу. Долго он блуждает по неизвестным тропинкам, но найти дорогу домой так и не может. Уже совсем отчаявшись и чуть было не упав в обрыв, охотник вдруг замечает костер. Откуда ни возьмись, навстречу ему с лаем выбегают две большие собаки, а следом за ними - деревенские мальчики. Охотник узнает, что ребята пришли ночью пасти лошадей, так как днем животным не дают покоя насекомые и жара.

Скромно устроившись под кустом рядом с костром, путник делает вид, что спит, хотя на самом деле он наблюдет за мальчиками. Охотник не хочет их стеснять, поэтому и не показывает, что все видит и слышит. Ребята, немного расслабившись, возобновляют прерванное общение. Звенит и переливается их голосами Бежин луг.

Характеристика мальчиков. Особенности внешности

Ребят у костра пятеро: Федя, Павлуша, Ваня, Костя и Илюша. Бежин луг - так называется место, куда они выгнали пастись лошадей. Федя - самый старший на вид, ему около 14 лет. С первого взгляда охотник понимает, что мальчик из богатой семьи, и что он пришел с ребятами не из-за нужды, а ради развлечения. Это видно по его манере общения, по аккуратной новой одежде и по тонким чертам лица.

Второй мальчик - Павлуша. За внешней его непривлекательностью скрывается удивительная сила характера. Мальчик сразу вызывает большую симпатию у охотника. Несмотря на то что ему всего лишь двенадцать лет, Павел ведет себя, как самый взрослый. Он успокаивает мальчиков, когда их что-то пугает, в каждом его слове прослеживается рассудительность и смелость. Рассказ "Бежин луг" - произведение, в котором Тургенев с особой любовью описывает обычных крестьянских детей, каждый из которых представляет будущее страны.

Илюша того же возраста, что и Павлуша. У него ничем не примечательное лицо, на котором лежит отпечаток болезненной заботливости о чем-то. Именно Илюша рассказывает больше всех историй, он отличается умением хорошо и увлекательно передавать суть произошедшего. Из таких историй и состоит произведение "Бежин луг". Характеристика мальчиков, данная в рассказе, подчеркивает индивидуальность каждого повествователя.

Костя - мальчик с внимательными и грустными глазами. Веснушчатое лицо его украшают огромные черные глаза, сияющие непонятным блеском, словно он хочет сказать нечто важное, но не может. Ему около десяти лет.

Последний мальчик, самый младший, Ваня. Сначала охотник и не замечает его, так как ребенок лежит, укрывшись с головой рогожей. Это семилетний мальчик с кудрявыми волосами. Он не рассказывает ни одной истории, однако автор восторгается его детской чистотой мышления.

Каждый из ребят занимается своим делом и одновременно ведет беседу. Тишиной вторит им Бежин луг. Рассказы мальчиков очень интересуют охотника, поэтому он всеми силами старается делать вид, что спит.

Домовой

Первым начинает свой рассказ Илюша. Он говорит, что слышал домового, когда они с ребятами после работы оставались ночевать на рольне. Дух пошумел-пошумел над головами у ребят, покашлял и исчез.

Русалка

Следующий случай, о котором Костя услышал от отца. Как-то Гаврила, плотник, пошел в лес и встретил там красивую русалку. Долго звала она Гаврилу, но тот не поддавался. А когда почувствовал, что сил сопротивляться уже не осталось, осенил себя крестным знаменем. Русалка заплакала и сказала, что он тоже всю свою жизнь слезы лить будет вместе с ней. После этого плотника никто веселым больше не видел. Тургенев ("Бежин луг") как бы вкладывает истории мальчиков в один большой рассказ охотника.

Утопленник

Илюша рассказывает о псаре Ермиле, который, возвращаясь поздно домой, увидел маленького барашка на могиле у утопленника. Взял он его себе, а оказалось, что это душа покойника вселилась в животное.

Вдруг собаки соскакивают со своих мест и бросаются в темноту. Павлуша, не задумываясь, бежит за ними проверить, в чем дело. Ему чудится, что волк пробрался слишком близко к ним. Оказалось, что это не так. Охотник невольно залюбовался мальчиком, таким красивым и смелым он был в тот момент. С особой любовью рисует образ Павлуши Тургенев. "Бежин луг" - рассказ, который хоть и заканчивается на минорной ноте, но все же воспевает победу добра над злом.

Беспокойный барин

Илюша продолжает свой рассказ слухами об умершем барине. Как-то встретил его дед Трофим и спросил, что он ищет. Покойник ответил, что ему нужна разрыв-трава. Значит, барин слишком мало пожил, захотелось ему из могилы вырваться.

Церковная паперть

Далее Илюша рассказывает о том, что в можно встретить тех, кто должен умереть в скором времени. Бабка Ульяна увидела сначала мальчика Ивашку, который скоро после этого утонул, а потом и саму себя. Странные и порой страшные образы вызывает Бежин луг. Рассказы мальчиков - настоящее тому свидетельство.

Антихрист

Павлуша подхватывает разговор своим рассказом о солнечном затмении. В их деревне ходило придание, что в тот момент, когда солнце закроется на небе, придет Тришка. Это будет необычный и лукавый человек, который начнет соблазнять грехом всех верующих христиан.

Леший и водяной

Следующим по очереди идет рассказ от Илюши. Он повествует о том, как одного деревенского мужика леший водил по лесу, а тот еле от него отбился. Этот рассказ плавно перетекает в рассказ о водяном. Жила как-то одна девушка Акулина, была она очень красивая. После того как на нее напал водяной, стала она Теперь ходит Акулина вся черная, в рваной одежде и смеется без повода.

Водяной также губит и местного мальчика Васю. Мать его, предчувствуя беду от воды, с большим волнением отпускает его купаться. Однако все же не может уберечь его. Мальчик тонет.

Судьба Павлуши

В это время Павел решает спуститься к реке набрать воды. Возвращается он взволнованный. На вопрос ребят отвечает, что слышал Васин голос, что тот звал его к себе. Мальчики крестятся, говорят, что это плохая примета. Неспроста заговорил с ним Бежин луг. Характеристика мальчиков раскрывает каждый отдельный образ, завуалированно рисуя детей.

Утро и возвращение домой

Проснувшись ранним утром, охотник решает, что пора возвращаться домой. Он тихо собирается и подходит к спящим мальчикам. Все спят, только Павлуша поднимает голову и смотрит на него. Охотник кивает мальчику головой и уходит. Прощается с ним Бежин луг. Характеристика мальчиков требует особого внимания. После окончания чтения стоит еще раз пересмотреть ее.

Заканчивается рассказ словами о том, что Павел впоследствии погибает. Мальчик не тонет, как предсказывают ему истории мальчишек, он падает с лошади и разбивается насмерть.

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Цели урока :

образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

За­да­чи :

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И.С.Тургенев

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

    Знакомство с биографией писателя.

    Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Слайд 1.

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля...

    Работа в группах

- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Персонаж

Семья, положение

Внешний вид

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

Речь героя

История, рассказанная героем

Впечатление

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

7.Беседа

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

    О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

    Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

    Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

    А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

    А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

    В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте

Скажите, что общего у всех детей?

Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

10. Итоги урока.

В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они - главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, - главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя - самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева - дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя - положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша - самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша - ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они - главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя - слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный - кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

Загрузка...