Эго особый вид сложноподчиненных предложений, которые не относятся ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, они имеют признак расчлененности - придаточная часть относится ко всей главной части, поясняет весь ее состав, с другой - имеют союзное средство, не характерное для расчлененной структуры.
Придаточные присоединительные связаны с главной частью посредством союзного слова что в различных формах. Содержание придаточной части оформляется как добавочное, как замечание по поводу сказанного в главной части. Союзное слово не только является скрепой, но и имеет указательное значение, близкое к "это"; в нем фокусируется семантика главной части: Иногда подымался холодный порывистый ветер , что было хуже (С.-Ц.) - ср.: а это было хуже. Формы союзного слова - надежные, предложно-падежные (в чём , с чего , вопреки чему , из-за чего , вследствие чего и др.), а также производные (отчего , почему) - выражают различные отношения придаточной части с главной частью (субъектные, объектные, уступительные, причинно-следственные и др.): Росси имел право говорить просто и умел делать это - что так редко у актёров (Ст.); Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул, , отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел (Ч.); Эта гостиница называлась "Суша и море", о чём возвещала деревянная вывеска (Грин).
Для придаточных присоединительных характерно расположение только после главной части сложноподчиненного предложения, что вытекает из характера самих присоединительных отношений [ср. предложения с сочинительными союзами: Приходилось набирать рабочих со стороны , а это для Гарусова было нож острый (М.-С.)].
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Строго говоря, термином "сложноподчиненное предложение" следует обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т.е. состоящее из главной части и придаточной. Это элементарное сложноподчиненное предложение: подчинительная связь реализуется один раз, используется одно союзное средство - союз или союзное слово.
Термин "сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" обозначает особый вид сложного предложения - усложненного, в котором подчинительная связь реализуется более одного раза. Например: Но барыни , нам не внимая, садились на извозчиков и уезжали , - из чего вы видите , что нам с Яшкой совсем не везло (М. Г.) - здесь реализованы расчлененная и нерасчлененная структуры, использованы разные союзные средства - союзное слово что (из чего) и союз что ; Самгин чувствовал, что это на него упала мягкая тяжесть , приплюснув к земле так , что подогнулись колени (М. Г.) - дважды реализована нерасчлененная подчинительная структура (изъяснительная и местоимённо-союзная), дважды - в разных значениях - употреблен союз что.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными включают конструкцию элементарного сложноподчиненного предложения, форма которого в них повторяется многократно. Каждая придаточная поясняет ту или иную предикативную часть, связывается с ней посредством союза, союзного слова или других средств. При этом понятие главной части становится относительным, так как одна и та же предикативная единица может быть зависимой от другой и в то же время господствующей по отношению к третьей.
В данном виде сложного предложения собственно главной (исходной), независимо й является только одна предикативная единица. Например: Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба , укропа и лозы , от которого захватывало дыхание , то тут, под соломенною крышею, отлично было бы прятаться от гостей (Ч.) - условная придаточная подчиняет себе определительную и является главной но отношению к ней, а независимая главная часть располагается в конце сложного предложения.
Разнообразие сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными создается не количеством частей, а способом их связи. Последовательное подчинение (или цепная связь) - это такая связь, когда независимой главной части подчиняется придаточная (1-я степень), а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (2-я степень и т.д.): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями , чтобы поймать ту незаметную долю секунды , когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Пауст.); Тётка [собака] закрыла глаза , чтобы поскорее уснуть , так как она знала по опыту , что чем скорее уснёшь , тем скорее наступит утро (Ч.).
При соподчинении (параллельная связь) одной главной части подчиняются все придаточные. При этом они могут быть как разнотипными, неоднородными: Пока Шамохин говорил , я заметил , что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие (Ч.), так и однородными, соединенными с главной частью подчинительной, а между собой - сочинительной связью: Казалось , настало время , когда каждая минута словно вечность и не надо ждать иной (Л. Т.); Беда стране , где раб и льстец одни приближены к престолу , а небом избранный певец молчит... (П.); Сделайте города такими , чтобы ими можно было гордиться . чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать (Пауст.). Показателем однородности придаточных является не только сочинительная связь, но и бессоюзное перечисление; при этом подчинительный союз или союзное слово может не повторяться.
Наиболее сложной является структура сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными при реализации сразу обоих видов связи: Я совершенно уверен , что у этого лорда есть что-то очень смешное , чего он стыдится , что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги (М. Г.); Но не прошло и минуты , как эта радость... так же мгновенно и прогнила, будто её вовсе не было , и лицо его вновь приняло заботливое выражение (Г.).
Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.
Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причём в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т. е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная явно несамостоятельна, так как имеет формальный показатель подчинения - союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). В сложном предложении
Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.)
первая придаточная часть, присоединяемая союзом «что», - изъяснительная, необходимость ее обусловлена структурой главной части предложения (соотносительное слово в томтребует конкретизации). Построение придаточной изъяснительной таково, что не вызывает необходимости в следовании за ней новой придаточной, и последняя носит характер добавочного замечания по поводу основного высказывания (оценка его содержания). Это и есть присоединительная часть. Характер синтаксических отношений её с предшествующей частью предложения напоминает отношения между частями сложносочиненного предложения, о чем свидетельствует возможность замены союзного слова «что» сочетанием «и это» (ср.: И это для человека незанятого весьма приятно), что недопустимо в придаточной изъяснительной.
Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов «что» (в разных формах), «где», «куда», «откуда», «когда», «почему», «отчего», «зачем», «как».
Наиболее часто употребляется в присоединительной функции союзное слово «что» (в разных формах):
Максим, nокачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (Кор.);
Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чём и не nрекословили ему соседи... (П.);
...Лисий след она (волчиха) принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.).
Союзные слова «почему», «отчего», «зачем» присоединяют предложения с причинно-следственными и целевыми оттенками значений:
Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (Ч.);
Брату нужно было сдавать вступительные экзамены в институт, зачем он и приехал в город;
В лесу уже становилось темно, почему и пришлось возвратиться домой.
Наименее употребительны в придаточных присоединительных союзные слова «где», «куда», «откуда», «когда» и союз «как», вносящие соответствующие их лексическому значению оттенки: пространственный, временной, сравнительный. Причем присоединительная функция их выявляется только в сочетании со следующим за ними «и» («где и», «когда и», «как и» ). Например:
Он возвратился домой ровно в пять часов, когда и должен был прийти;
...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Дост.);
Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Леск.).
Присоединительные придаточные, как правило, располагаются после главной части или реже - в середине. Допустимое в отдельных случаях вынесение их в начало предложения создаёт характер инверсии:
Что часто случается бабьим летом, с утра затянутое небо днем стало веселеть, и мягкое солнце без теней осветило землю (Фед.).
Некоторые присоединительные конструкции в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты фразеологического характера: «что и следовало ожидать»; «что и требовалось доказать»; «с чем вас и поздравляю».
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными
Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.
Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
оборудование: учебник, раздаточный материал.
тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: балова ть, докуме нт, задо лго, звони шь, новый катало г, краси вее, мастерски , облегчи т, усугуби ть, составить догово р, столя р, на чал смеяться, начала , парте р. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где , куда , откуда ):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если , коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):
III. Постановка целей и задач урока .
С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [ Зной все увеличивался ] , (так что становилось тяжело дышать ). , (так что).
2. [Мы сидели на углу басти о на], (так что в обе стороны могли видеть всё ). , (так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок] , (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
С какими видами придаточных познакомились?
Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
На какой вопрос они отвечают?
Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков ).