Портал садовода - Vsetsvetet

Описание житийной иконы улита и кирик. Страдание кирика и иулитты. Икона Святых Кирика и Улиты

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Страдание святых мучеников
Кирика и Иулитты,
Память 15 июля

В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка; не долгое время поживши в законном супружестве 1 , она овдовела, родивши мальчика.

Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый Диоклитиан 2 , держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах; комит Дометиан был поставлен Диоклитианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства.

Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в Писании: "Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего " (Евр.13:14).

Пришла она в Селевкию 3 , как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: "дадите место гневу", то есть бегите от гнева 4 , и еще: "Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой " (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками. Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс 5 мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой:

– Мое имя, – говорила она, – происхождение и отечество – это небесное Царство Христа моего!

Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:

– Я христианин! пусти меня к матери!

Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.

Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:

– Я христианка и не принесу жертвы бесам!

Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:

– Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.

После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал:

– Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью как сын твой.

Мученица отвечала:

– Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Кол.1:12-16), и стараюсь придти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства небесного. Увидевши непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечем. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:

– Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать пред Тобой – быть причтенной к мудрым девам (Ср. Мф.25:1-13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки, аминь.

После такой молитвы святой Иулитты, палач, поостривши меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставивши тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел. Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнесши далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого 6 , первого христианского царя, во время которого воссияла истина и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты и рассказала о их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки 7 . Аминь.

Кондак, глас 4:

Во объятиях носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися взываше: Христос есть мучеников похвала.

_________________________________________

1 Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра, недалеко от Листры и Дервии; некогда Икония была главою городов Ликаонских. В истории христианской Церкви Икония замечательна посещениями ее св. Ап. Павла во время его миссионерских путешествий (Деян. 13:51; 14:1-3; 2Тим.3:11). Впоследствии здесь были епископия и с 451 г. епископы иконийские именовались митрополитами Ликаонской провинции.

2 В царствование Диоклитиана (284-305 гг.) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастью для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании нового указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсеместное гонение на христиан. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых восемь лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало победу над язычеством.

3 Селевкия – город Сирии, на берегу Средиземного моря; по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300 г. до Р. Хр.; здесь Ап. Павел во время первого своего путешествия остановился для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян.13:4); в VI в. по Р. Хр. город был разрушен.

Святые Кирик и Иулитта с древности весьма почитались на Руси. Первый храм в честь святых мучеников был построен вблизи Ростова Великого. Им молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей и их родителей. В русской традиции день памяти Кирика и Иулитты считался серединой лета. Память о святых была закреплена в таких народных присловьях как «Кирик и Улита - двоица свята», «Улита едет, да когда-то будет!», календарных приметах: «Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь», «Кирики-мокродырики», «Кириков день, да все мокро, он льет дождь», а также духовных стихах. Молитва перед иконой святых в силу дарованной мученикам благодати и давало отпущение грехов. Иулитта и Кирик почитаются как покровители старообрядцев, Иулитта считалась также заступницей женщин, величавших ее «Матушкой Улитой».

Мученики Кирик и Улита относятся к одним из самых почитаемых у старообрядцев святым. Известно несколько вариантов изображений, которые до сих пор встречаются в домашних иконостасах старообрядцев разных толков и согласий. Житие, вошедшее в состав печатного Пролога, повествует о святых мучениках Кирике и Улите, которые жили на рубеже II - III вв. во времена императора Диоклетиана в городе Иконии. Узнав о предстоящих гонениях на христиан, решила Улита вместе с трехлетним сыном Кириком скрыться в Селевкии. Но, обретя и там гонения, последовала она в Тарс Киликийский, где игемоном был "суровый и звероподобный" Александр, притеснявший христиан. Многими ласками хотел Александр привлечь к себе Кирика, но ничего у него не получилось. Всегда поглядывал младенец на мать и Христово имя повторял. От гнева игемон младенца "пхну в ребра" и испустил Кирик честную свою душу. После этого долго мучима была Улита, и мечем посечена ей была голова.
Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в., описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его. Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Святого Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте
О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

Народный праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля 2019 года (по старому стилю - 15 июля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти мучеников Кирика и Иулитты.

Название праздника «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище.

История

Иулитта (III - начало IV в.) жила в Малой Азии в Иконии Ликаонской. Ее родители были богатыми христианами. Они дали ей хорошее образование и вероучение. Иулитта была замужем, имела сына Кирика. Христианка недолго наслаждалась семейным счастьем, так как муж рано умер. Единственным утешением для нее стал сын.

Когда правитель империи Диоклетиан приказал истребить людей, которые проповедовали отличную от идолопоклонства веру, Иулитте с трехлетним сыном пришлось бежать и скрываться. В Торсе в 305 году их схватили. Мать подвергли жестоким пыткам.

Маленький Кирик все время просился к маме. Его плач так разозлил правителя города, что он сбросил мальчика с большой высоты на каменные ступени. К подножию лестницы Кирик скатился уже мертвым. Иулитту после многочисленных мучений обезглавили.

Традиции и обряды

Люди молятся святым мученикам Иулитте и Кирику о благополучии в семье и выздоровлении детей. Женщины обращаются с мольбой к Иулитте о помощи в горе, скорби и печали.

В этот народный праздник люди стараются воздержаться от любых земляных работ. Иначе можно встретить нечистую силу, которая разгуливает по полям в этот день. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.

Приметы

Южный ветер - к теплым дням.

Ветер дует с востока - погода разладится.

Несколько дней ветер дует с юга - к дождю.

Сильный гром - к сильному дождю.

Гром гремит, но редко - погода не испортится.

По завершении дождя радуга быстро растаяла - погода наладится.

Если вечером лег туман, то на следующий день будет дождь.

Кузнечики громко стрекочут - к засухе.

Солнечные лучи этого дня, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.

На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.

Жития мучеников Кирика и Иулитты Тарсийских

Свя-тые му-че-ни-ки Ки-рик и Иулит-та жи-ли в Ма-лой Азии в го-ро-де Ико-нии Ли-ка-он-ской об-ла-сти. Свя-тая Иулит-та про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да и бы-ла хри-сти-ан-кой. Ра-но ов-до-вев, она вос-пи-ты-ва-ла сво-е-го трех-лет-не-го сы-на Ки-ри-ка. Во вре-мя го-не-ния, воз-двиг-ну-то-го на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305), свя-тая Иулит-та с сы-ном и дву-мя вер-ны-ми ра-бы-ня-ми ушла из го-ро-да, оста-вив свой дом, иму-ще-ство и ра-бов.

Под ви-дом ни-щей она сна-ча-ла скры-ва-лась в Селев-кии, а за-тем в Тор-се. Там око-ло 305 го-да она бы-ла узна-на, за-дер-жа-на и пред-став-ле-на на суд пра-ви-те-ля Алек-сандра. Укреп-лен-ная Гос-по-дом, свя-тая бес-страш-но от-ве-ча-ла на во-про-сы судьи и твер-до ис-по-ве-да-ла свою ве-ру во Хри-ста. Пра-ви-тель при-ка-зал бить свя-тую пал-ка-ми. Во вре-мя пы-ток свя-тая Иулит-та по-вто-ря-ла: "Я хри-сти-ан-ка и не при-не-су жерт-вы бе-сам".

Мла-де-нец Ки-рик пла-кал, гля-дя на му-че-ния сво-ей ма-те-ри, и рвал-ся к ней. Пра-ви-тель Алек-сандр про-бо-вал лас-кать его, но маль-чик вы-ры-вал-ся и кри-чал: "Пу-сти-те ме-ня к ма-те-ри, я хри-сти-а-нин". Пра-ви-тель швыр-нул ре-бен-ка с вы-со-ты по-мо-ста на ка-мен-ные сту-пе-ни, маль-чик по-ка-тил-ся вниз, уда-ря-ясь об ост-рые уг-лы, и умер. Мать, уви-дев сво-е-го ис-тер-зан-но-го сы-на, воз-бла-го-да-ри-ла Бо-га за то, что Он удо-сто-ил мла-ден-ца му-че-ни-че-ско-го вен-ца. По-сле мно-гих же-сто-ких пы-ток свя-тую Иулит-ту усек-ли ме-чом.

Мо-щи свя-тых Ки-ри-ка и Иулит-ты бы-ли об-ре-те-ны в цар-ство-ва-ние свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на († 337, па-мять 21 мая). В честь свя-тых му-че-ни-ков близ Кон-стан-ти-но-по-ля был устро-ен мо-на-стырь, а неда-ле-ко от Иеру-са-ли-ма воз-двиг-нут храм. По на-род-но-му ве-ро-ва-нию, свя-тым Ки-ри-ку и Иулит-те мо-лят-ся о се-мей-ном счастъе и вы-здо-ров-ле-нии боль-ных де-тей.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученикам Кирику и Иулитте

Я́ко лоза́ благопло́дная, Иули́тто честна́я,/ грозд зрел принесла́ еси́ Царе́ви, всех Бо́гу,/ сы́на твоего́ Ки́рика сла́внаго,/ му́чением того́ бога́тно украси́вши/ и твое́ю кро́вию наверши́вши,/ тем и дарова́ тебе́ Вы́шний возме́здие в Вы́шних,// иде́же лику́юще, помяни́те нас, му́ченицы терпеливоду́шнии.

Перевод: Как плодовитая лоза, почитаемая Иулитта, ты принесла зрелую гроздь Царю, Богу всех, - сына твоего, прославляемого Кирика, изобильно украсив его мученичеством и твоей кровью (подвиг его) довершив, потому и даровал тебе Всевышний вознаграждение в Небесном Царствии, где радуясь, вспоминайте нас, твердые духом.

Ин тропарь мученикам Кирику и Иулитте

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Кирику и Иулитте

Во объя́тиих нося́щи христому́ченица Иули́тта Ки́рика,/ на по́двизе му́жески веселя́щися, взыва́ше:// Христо́с есть му́чеников похвала́.

Перевод: Иулитта, мученица за Христа, в объятиях держащая Кирика, в подвиге мужественно радовалась, взывая: «Христос это мучеников похвала».

Ин кондак мученикам Кирику и Иулитте

Же́ртва прия́тна, Бо́гови приноси́ма,/ и свиде́тель ве́рен Христо́в явля́емь,/ с ма́терию пострада́л еси́ Иули́ттою, Ки́риче сла́вне,// с не́юже Христа́ Бо́га моли́ти не преста́й о всех нас.

Перевод: Ты стал приятной жертвой, приносимой Богу, и истинным свидетелем (греч. μάρτυς - мученик, свидетель) Христовым, пострадав с матерью Иулиттой, прославляемый Кирик, с ней же Христа Бога не переставай молить обо всех нас.

Молитва мученикам Кирику и Иулитте

О, дво́ице свята́я, страстоте́рпцы Христо́вы, преблаже́нне Ки́риче, в триле́тнем во́зрасте пострада́вый, с богому́дрою ма́терию Иули́ттою! Кровьми́ ва́шими, я́ко багряни́цею, укра́сившиися и Небе́сных черто́гов и ве́чнующия сла́вы сподо́бившиися, не забу́дите и нас, на земле́ су́щих, но те́плым хода́тайством ва́шим пред Бо́гом изба́вите всех нас от вся́кия ско́рби и боле́зни. Се бо, к честне́й ико́не ва́шей благогове́йно припа́дающе и лобыза́юще ю́, мы, недосто́йнии и многогре́шнии, к вам, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником на́шим, прибега́ем и с сокруше́нным и смире́нным ду́хом вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, не́мощных, во мно́гия беззако́ния впа́дших, но, я́ко благода́тию Бо́жиею венча́ннии, очи́стите нас от неду́г на́ших и испроси́те нам у Христа́ Бо́га на́шего здра́вие душе́вное и теле́сное. Вы бо неоску́дную благода́ть исцеле́ний от Спа́са на́шего Иису́са Христа́ за ве́ру ва́шу, муче́ниими запечатле́нную, прия́ли есте́. Те́мже у́бо помози́те всем, в лю́тых не́мощех лежа́щим и в челове́честей по́мощи отча́явшимся, к вам же те́пле с ве́рою прибега́ющим, и исцеле́ние тем подава́йте неоску́дно, всем же ве́рным грехо́в оставле́ние испроси́те, да сла́вят ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

> икона мучеников Кирика и Улиты

Икона Святых Кирика и Улиты

Раннее христианство представляло собой тяжёлое испытание для тех, кто его исповедовал. В тогдашнем мире большей частью населённых земель правила Римская Империя, уже склонившаяся к закату, но всё ещё грозная и сильная. Римляне исповедовали многобожие, перенятое у многих покорённых ими народов, и отказывались до последнего принимать Христа. Огромное количество людей пострадало за свою веру в Него. Кто - то, не выдержав угроз и пыток, отказывался от Спасителя, сохраняя свою земную жизнь. А кто - то, проявив твёрдость духа и истинную веру, шёл до самого конца. И терял земную жизнь, обретая взамен невообразимо более ценную жизнь небесную, вечную. Именно такими истинно верующими и были Святые Кирик и Улита, изображённые на этой иконе.

Кирик и Улита жили в Конье, азиатском городе, важном центре раннего христианства. В этом городе родилась Святая Параскева Пятница, изображённая на оборотной стороне Феодоровской иконы Богородицы . Кирик был маленьким сыном Улиты, молодой знатной вдовы, исповедовавшей христианство. К несчастью, время их жизни совпало с годами правления императоров Диоклетиана и Мкксимиана, начавших великое гонение на христиан. Жертвами двух императоров стало великое множество верующих, среди которых Святая Ирина, Пантелеймон целитель и Георгий Победоносец. Не избежали участи Святых мучеников и Кирик с Улитой.

Когда притеснения со стороны солдатов Диоклетиана стали невмоготу Улите, она покинула родной дом. С собой она забрала только Кирика и двух своих самых преданных служанок. Всё имущество Улита перед бегством раздала беднякам.

Сначала беглецы нашли приют в Селевкии. Оставшись без доходов, Кирик и Улита вели нищенскую жизнь, не имея постоянного источника дохода. Когда и в Селевкии начались антихристианские зачистки, мученики решили бежать в Киликийский Тарсус. После недолгого пребывания в Тарсусе их схватили. Правитель города Александр, выполняя приказание Диоклетиана, призывал всех пленённых христиан отречься от Христа. Тех, кто отказывался, он пытал, а если они упорствовали в своей вере, то казнил. Улита истово верила в Христа, и никакие пытки не смогли сломать её веру и волю: ни кипящая смола, ни стегание плетьми, ни железные пилы. Кирик, стоящий рядом с троном Александра, не мог выдержать такого тяжёлого зрелища, и, воскликнув, что он христианин, попросился к маме. Разгневанный правитель Тарсуса с силой толкнул мальчика, да так, что тот кубарем скатился по лестнице, ведущей к престолу. Падая, Кирик несколько раз ударился головой о ступеньки. От переломов и кровотечения сын Улиты скончался. Через несколько часов умерла и Улита, которой палачи Александра отсекли голову.

Тела Кирика и Улиты, выброшенные вместе с останками других казнённых за пределы города, ночью отыскали верные служанки. Выполнив все полагающиеся обряды, Кирика и Улиту похоронили.

К иконе Святых Кирика и Улиты обращаются с просьбой даровать семейное счастье, и с просьбой о выздоровлении детей.

Загрузка...